II.3.6.Генеральное наступление

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:15, 14 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В пятидесятые годы реорганизация дорожного хозяйства продолжилась. Прослеживается определенная тенденция, касающаяся разделения служб, занимающихся строительством и эксплуатацией дорог; а также созданием более крупных строительных организаций, способных вести масштабное строительство дорог с усовершенствованным типом покрытия.

Дорожные отделы, входившие в Областное управление по строительству и эксплуатации автодорог, существовали в каждом районе области. Они имели минимум техники (в лучшем случае пара прицепных грейдеров, 2-3 трактора, несколько лошадей) и численность до 50 человек. С 1953 года в области стали создаваться машинно-дорожные станции (МДС): МДС-40 дислоцировалась в Черепаново, МДС-86 — в Куйбышеве, МДС-122 — в Каргате, МДС-106 и МДС-87 располагались в Новосибирске. Они оснащаются новой техникой, например, в МДС-122 насчитывается десяток грузовых самосвалов ЗИЛ и полтора десятка «Студебеккеров», 15 единиц землеройной техники: прицепные грейдеры, автогрейдеры, бульдозеры, скреперы, катки и так далее.

В апреле 1958 года на базе машинно-дорожных станций №№ 40, 86, 106 и 122 организуется Новосибирское дорожно-строительное управление, подчинявшееся Новосибирскому областному управлению автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Дорожные отделы превратились в дорожно-эксплуатационные участки (ДЭУ), а на основе МДС создаются прорабские строительные участки. За несколько лет они выросли до управлений. Вначале образовали три управления, затем еще два: ДСУ-1 находилось в Новосибирске, ДСУ-2 — в Куйбышеве, ДСУ-3 — в Искитиме, ДСУ-4 — в Краснозерске и позднее ДСУ-5 — в Черепаново. Управления, занимавшиеся исключительно строительством, в 1963 году объединились в дорожно-строительный трест, его первым управляющим стал Сергей Иванович Залесский. А возникшее на три года раньше областное дорожное управление занималось только содержанием автодорог.

ДСУ-3 переводится из Каргата в Искитим для строительства дороги Новосибирск — Барнаул. Заказчиком выступало управление дороги Новосибирск — Бийск — Ташанта. Строительство началось в 1959, а перед этим обучались люди, создавалась материальная база.

Ремонт автодороги Новосибирск - Ордынское - Карасук на участке Кочковского района. Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком "ТИТАН" (Германия)
Ремонт автодороги Новосибирск - Ордынское - Карасук на участке Кочковского района. Укладка асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком "ТИТАН" (Германия)

Работникам этого управления необходимо было освоить технологию устройства цементно-бетонного дорожного покрытия. По тому времени эта технология являлась прогрессивной, в области она еще не использовалась — устройство цементно-бетонного покрытия марки М350. Все остальные ДСУ специализировались на асфальтобетоне. Цементобетон — прочнее, служит дольше, зато асфальт — мягче, комфортнее. Специально в область не один раз приезжал начальник главка, будущий министр Алексей Александрович Николаев и учил инженеров укладывать цементно-бетонное покрытие. Учились и рабочие, большая часть которых — бывшие механизаторы из села. Для них существовал учебный комбинат, в котором готовили грейдеристов, скреперистов, бульдозеристов, машинистов бетоноукладочных комплексов, операторов бетоноукладочных машин.

На строительстве дороги работали и самые современные на тот момент комплексы бетоноукладчиков. Хорошей дороги Новосибирск — Барнаул не существовало. Большей частью строительство шло параллельно существующей «грунтовке». В управлении существовало два цементно-бетонных завода в Искитиме и Черепаново. И дорогу строили тоже в двух направлениях: один бетоноукладочный комплекс в сторону Бердска, второй — от Черепаново на Алтай.

Вспоминает Валентин Николаевич Шутов, бывший начальник ДСУ-3: «Трудились мы в страшном напряжении, все 10 лет строительства дороги работали в две смены, а года 2-3 — даже в три! Как раз в это время трестом руководил второй управляющий Николай Николаевич Глазнев. Недолго он нами руководил, но запомнился как неординарная личность. Очень жесткий, даже сверхжесткий человек, но справедливый. Заставлял работать людей на износ, но и сам трудился до изнеможения. Если он к нам с проверкой в ДСУ приезжал, то уезжал в два часа ночи. Сначала все хозяйство посмотрит — и заводы, и укладку, а потом еще на полночь планерку назначит. Сейчас бы в таком темпе никто работать не стал. Стыковка с алтайскими дорожниками произошла в 1967 году, а отмечали мы ее в клубе и столовой Безменовского совхоза. На открытие дороги приезжал зампред облисполкома Алексей Романович Штыренко. Он курировал нашу отрасль и, будучи сам строителем, уделял дорожникам максимум внимания. До и после него были зампреды, но столько внимания и помощи никто нам не уделял. Он и ругал-то, если что, без зла… А полное обустройство дороги мы завершили в 1969 году…»

Эту дорогу делали под госзаказ, она стала основным местом приложения сил треста. Строилась в рекордные сроки для дороги третьей технической категории, несмотря на огромные выемки и насыпи. ДСУ-3 по объемам производства было тогда лучшим в тресте.

Николай Николаевич Глазнев не долго, всего два года возглавлял трест «Новосибирскдорстрой», но сумел наладить дисциплину и организовать работу, а его место занял Василий Рафаилович Патрин.

После завершения дороги Новосибирск — Барнаул требовалось сохранить кадры, технику, наработанные технологии. Цементно-бетонное покрытие — самый дорогой тип дорожного покрытия, значит, труднее получить на него государственное финансирование, особенно — на областных дорогах. Все проекты утверждались централизовано — в Госстрое. Требовалось найти такой проект дороги, который удалось бы защитить перед Москвой. Выбрали вариант дороги Новосибирск — Колывань. Недалеко находился песчаный карьер, что позволяло использовать местный песок. Кроме того, с 1930-х годов существовала и готовая просека через лес. Эту дорогу длиной в 33 км и 3 км подходов к мосту через реку Чаус поручили построить освободившемуся ДСУ-3. Строительство завершили в 1972 году.

Остальные дорожно-строительные управления также не сидели без дела. ДСУ-1 занималось строительством и реконструкцией трассы Новосибирск — Ордынское, позже перешло на Ленинск-Кузнецкую трассу. А ДСУ-2 строило дорогу Куйбышев — Северное.

Первая половина шестидесятых — годы технического перевооружения, овладения новыми технологиями, непривычными для Сибири. Дорожники области готовились к качественному рывку вперед. В 1962 году укладывается первый километр асфальтобетонного дорожного покрытия на трассе Новосибирск — Ордынское. В Верх-Туле для этого построили первый в области асфальтобетонный завод.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты