II.3.4.1930-е годы

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:14, 14 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Стратегия, принятая дорожниками, основывалась на стратегии возможного. Ресурсы дорожной отрасли в 1930-е годы оставались небольшими, и поэтому принимается решение сконцентрировать имеющиеся средства на немногих базовых направлениях. Тех, что могли наиболее существенно облегчить жизнь сибиряков.

Преимущество Транссиба было настолько подавляющим, что реконструкцию Московского тракта решили отложить до лучших времен. Чуйский тракт также не перестраивали, а, скорее, поддерживали в более-менее проезжем состоянии. А вот две следующие дороги начали активно прокладывать в 1930 году. Первая — это дорога Новосибирск — Ленинск, она являлась для Новосибирска выходом в быстро развивающуюся индустриальную зону южного Кузбасса. О том, насколько важна эта стройка, говорит тот факт, что за семь лет строительства трассы из требуемых 11,6 млн рублей было выделено 10,8 млн, то есть 93 процента. В это же время на содержание Московского тракта отпускалось менее половины требуемой суммы.

Вторая дорога Новосибирск — Камень-на-Оби должна связать новосибирский мультитранспортный узел с обладающим богатым сельскохозяйственным потенциалом юго-западом Алтайского края и, в будущем, с Казахстаном. Растущему, как на дрожжах, Новосибирску требовалась надежная автотранспортная связь с районами, обеспечивавшими его продовольствием. Эта дорога также возводилась в первоочередном режиме с 1930 по 1938 годы.

Приоритетное финансирование строительства этих двух трасс позволило укрепить материально-техническую базу дорожно-строительного комплекса области, подготовить квалифицированные кадры. С 1934 года дорожники приступили к сооружению следующих дорог: Новосибирск — Колывань, Новосибирск — Искитим. Так же, как и две предыдущие трассы — на Ленинск и Камень-на-Оби, они имели гравийное покрытие.

В декабре 1935 года президиум Забсибкрайкома утвердил своим решением список строящихся и назначаемых к строительству дорог. Кроме уже перечисленных, к дорогам союзного значения были отнесены дороги Новосибирск — Куйбышев и Новосибирск — Ояш — Томск (часть бывшего Московского тракта), а также Новосибирск — Ленинск — Сталинск (ныне Новокузнецк). К дорогам краевого значения отнесены: Новосибирск — Искитим — Барнаул — Бийск, Новосибирск — Камень-на-Оби — Славгород и Новосибирск — Колывань — Пихтовка — Вдовино.

В начале того же 1935 года краевые дорожно-строительные организации и службы передаются в ведение управления НКВД по Западно-Сибирскому краю. Таким образом, обозначается стратегическое значение дорожной отрасли для огромной и малонаселенной территории Западной Сибири. Три года спустя управление дорожным комплексом перешло к Новосибирскому исполкому. Сеть местных дорог в Сибирском крае составляла по протяженности 13011 км, из них улучшенных —725 км, гравийных — 338 км, шоссе — 43 км, мостовых — 26 км, грунтовых — 3067 км, 8811 км — профилированные естественные дороги.

Но при любом руководстве достижение ударных темпов строительства обеспечивалось с помощью жесточайшей дисциплины. Намеченные двумя первыми пятилетками планы невозможно было выполнить на добровольном энтузиазме одних дорожников. Поэтому кроме дисциплины делался упор на привлечение дополнительной рабочей силы. В приказах 1930-х годов о награждении передовиков у подавляющего большинства отмеченных рядом с фамилией стоит название колхоза или села. Основная масса дорожных строителей работала по так называемой трудовой повинности, именовавшейся «трудовое участие». От трудовой повинности на дорогах первых пятилеток освобождались лишь граждане моложе 18 лет и старше 45 (40 для женщин), беременные, кормящие и имеющие детей до восьми лет женщины, больные и инвалиды, а также военнослужащие и сотрудники НКВД. Дороги оказались поистине всенародной стройкой.

Орудия труда были самые простые: кирки, лопаты, носилки. Лишь появлялись первые грейдеры и грузовики, «тракторы Фордзон с гусеницей», прицепные, паровые и моторные катки.

Несмотря на сложные климатические условия, сибирские дорожники по результатам выполнения годового плана 1940 года по большинству показателей оказались в третьей пятерке, обогнав строителей из более благополучных и развитых территорий, таких как Горьковская, Куйбышевская области и Краснодарский край.

А затем все планы спутала война.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты