II.3.3.Первая дорога

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Вернемся в Новосибирск. Дорожники обзавелись инструментами и техникой. Кирки и лопаты начали заменяться пока не совершенными, но все же машинами — моторными грейдерами, дорожными катками. Но первых дорожников больше волновали основные вопросы: как строить дороги, из какого материала?

В Сибири болотистая почва и годовой перепад температур в 70 градусов. Практического опыта строительства дорог в таком суровом климате в те годы просто не существовало. Что касается вопроса из чего строить, то известно, что Новосибирская область не богата необходимыми материалами, и прежде чем разведали и наладили промышленную добычу щебня на месте, его долгие годы завозили из соседних регионов… Отсутствие же дорог в описываемый момент не давало возможности успешно осуществлять подобные перевозки.

Но выход нашли. По-настоящему первой и чрезвычайно важной стала для столицы Сибири дорога Новосибирск — Карьер Мочище. Протяженностью всего в 8 километров, эта трасса ответила на самые главные вопросы дорожников и дала толчок к развитию автодорожного комплекса города.

Из протокола № 1 заседания Комиссии по постройке опытной дороги Новосибирск — Мочище от 26.02.1927 года: «Считать весьма необходимым устройство опытной дороги. Намеченное направление Новосибирск — Мочище признано отвечающим условиям опыта. Намечены следующие варианты: булыжная мостовая из неокругленных каменных глыб, щебеночное шоссе, гравийное шоссе, шлаковое покрытие…»

Почему важнейшим из всех возможных выбрали направление на Мочище? Ответ легко угадывается в нынешнем названии — Карьер Мочище. Еще до революции здесь велась разведка и были найдены запасы камня, велась даже разработка. Поэтому первая дорога протянулась не к соседнему крупному населенному пункту, а к малозаметному Мочище. И «опытной» эту дорогу называли не случайно, на ней отрабатывали технологию и изучали какой тип покрытия (об асфальте тогда и не мечтали) наилучшим образом соответствует сибирским климатическим условиям. Судя по всему, первые дорожники остановились на гравийном варианте.

Восемь километров по сегодняшним меркам — мизерный объем строительства, а в 1920-х такая задача казалась не из легких. Да и сохранившееся описание «направления» на Мочище говорит само за себя: «полевая проселочная дорога, совершенно непроходимая даже в летний период дождей». О весне с осенью и говорить не приходилось. Кроме того, старую Мочищенскую дорогу пересекало три крутых оврага, а прочих мелких ям никто и не считал. Так что с поставленной задачей самостоятельно дорожники справиться не могли. Обратимся снова к первому протоколу:

«Производство земляных работ на дороге Новосибирск — Мочище провести машинным способом. Проработать вопрос о выполнении некоторых (особенно земляных) работ бесплатным трудом населения, заинтересованного в благоустройстве дороги Новосибирск — Мочище. Для ознакомления саперов с производством машинно-дорожных работ войти в связь с военным ведомством о предоставлении саперов. Выяснить возможность организовать автосообщение с Мочище при условии выполнения минимума работ…»

Без преувеличения можно сказать, что свою первую дорогу строил весь Новосибирск: инженеры, прорабы, десятники, рабочие, кучеры, машинисты грейдеров и катков. А также: горожане — на субботниках, военнослужащие. Здесь же работал Наркомат внутренних дел — трасса шла мимо нынешнего аэропорта Северный, который тогда назывался аэродромом НКВД.

Завершилось строительство Мочищенской дороги к 1931 году. После этого карьер вышел на огромную для Сибири тех лет проектную мощность — 200 тыс. тонн камня в год. Его продукция была востребована, в 1931—1932 годах дорожники начали реконструкцию двух важных для Новосибирска дорог: правобережного Сталинского тракта и левобережного Каменского.

Гордорконтора взялась за новосибирские улицы: у нее имелись теперь опытные кадры дорожников, которые отработали технологии строительства и нашли источник материалов. Если за первые 39 лет существования города замощено 417 тысяч кв. м проезжей части улиц, то за один только 1932-й год замостили сразу 160 тысяч кв. м. Город рос и благоустраивался в том числе и усилиями первых новосибирских дорожников.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты