II.3.2.Начало отрасли

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:13, 14 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

До нас дошло постановление томского губернатора (тогда наш город относился к Томской губернии) от 10 апреля 1901 года: «Начать работы по изысканию и проложению почтовой дороги от поселка Новониколаевского до села Бердского».

Можно ли считать дорогу Новосибирск — Бердск первой для нашего города? Пожалуй, нет, ведь на самом деле она представляла собой обычную грунтовую колею — «направление», почти непреодолимое в дождливую погоду. Трудно всерьез говорить о загородных трассах, если даже в самом Новосибирске, и не в 1901, а в 1926 году, из 282 километров городских улиц, мощеных камнем, было всего 23 километра — меньше 9 процентов. И это в главном городе Сибирского края. Из 320 километров дорог Новосибирского сельского района 303 километра находились, как тогда говорили, в естественно-грунтовом состоянии. На Новосибирске, торговом и транспортном центре, отсутствие дорог сказывалось особенно тяжело.

Железнодорожники и речники работали с перегрузкой, зато автомобильный и гужевой транспорт использовал лишь малую часть своего ресурса. Две основные дороги, ведущие в Новосибирск — Бердская и Сталинская (Ленинск-Кузнецкая) имели грузонапряженность 100 и 25 тыс. тонн в год соответственно. «Естественно-грунтовая» дорожная сеть мешала развивать промышленность, активно торговать продуктами сельского хозяйства, что являлось тогда главным источником доходов Сибирского края.

Решаться дорожная проблема начала в 20-е годы прошлого века.

Задача перед дорожниками стояла грандиозная. В первую очередь требовалось создать структуру, которая отвечала бы за ее решение.

В 1926 году создается Сибирское окружное управление местного транспорта (СибОМЕС). До него дорогами занимались организации, для которых это не являлось основным делом — такие, как Переселенческое управление или Сибирский округ путей сообщения. СибОМЕС создается для строительства и реконструкции автомобильных дорог на всей территории Сибири — широчайший фронт работ.

Первым начальником этого управления стал Владимир Алексеевич Ветров — не дорожник, а юрист, выпускник МГУ, член редколлегии Сибирской советской энциклопедии. Находилось управление СибОМЕС сначала на улице Потанинской в доме № 28, позднее на улице Коммунистической № 20. Приблизительно в это же время при новосибирском Горкомхозе была организована Гордорконтора, ведавшая состоянием городских улиц.

По положению Наркомата путей сообщения СССР (НКПС), задачей СибОМЕСа являлись содержание, ремонт и развитие шоссейных и грунтовых дорог общественного и стратегического значения, технический надзор за содержанием шоссейных и грунтовых дорог, пролегающих в подведомственном районе, их техническое инспектирование, а также реализация директивы НКПС, касающейся регулирования автотранспорта в техническом отношении.

В соответствии с распоряжением НКПС СССР в том же 1926 году СибОМЕС стал краевым управлением — Сибкраймес. В 1928 году в структуре управления появилось проектно-исследовательское бюро — строительство дорог стало основываться на научной базе.

Дороги подведомственного района разделили на участки, их начальники непосредственно подчинялись начальнику Сибкраймеса. В 1926 году таких линейных подразделений насчитывалось семь: в Бийске, Омске, Томске, Красноярске, Иркутске, Минусинске и Тулуне. Еще один участок располагался в Бурят-Монгольской республике. Уже в самом начале жизни отрасли ее постоянно сопровождали реорганизации. В ноябре 1928 года начальник Сибкраймеса в своем докладе так обосновывал необходимость реорганизации управления в отдел при Сибкрайисполкоме: существует «распыленность этой отрасли (дорожные участки Сибкраймеса, дорожные подотделы окрОМХа, отделы благоустройства, общие отделы окрисполкомов и т.д.)… отсутствие участия в деле дорожного хозяйства со стороны учреждений, предприятий и крестьянского населения, неимоверная текучесть состава дорожных работников. Нигде нет такой вопиющей бесхозяйственности, как в дорожных органах…» Подтверждает эти слова и то, что по данным Сибкраймеса в 1926 году Сибирский край по степени обеспечения дорогами стоял на самом последнем месте в СССР.

С 1 января 1929 года управление преобразуется в Сибирский краевой отдел шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Сибкрайдоротдел).

Незначительность средств, отпускавшихся до тех пор на дорожное строительство из местного бюджета края, и неорганизованность управления дорожным делом на местах умаляли значение Сибкраймеса в процессе руководства дорожным делом. Он должен был руководить строительством дорог государственного значения за счет кредитов государственного бюджета и местным дорожным строительством за счет местных бюджетов округов края. Согласно Положению о местных дорожных фондах, весь потонный сбор, до тех пор в бюджете обезличивавшийся, получал целевое назначение на дорожное строительство. Кроме того, введенная постановлением ВЦИК и СНК от 1 апреля 1929 года дорожная повинность позволяла райисполкомам привлекать население к «трудовому участию» в работах по содержанию, ремонту и улучшению дорог районного и сельского значения. Это давало новые возможности для улучшения состояния дорог.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты