I.8.7.Потоки электричества нуждаются в часовых

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:44, 10 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

На заре XX века, как только заработала в Новониколаевске первая городская электростанция, на улицах города появились линии электропередачи. Протяженность линий была невелика, всего несколько километров.

К началу 1920-х годов электрические сети охватывали лишь часть Красного проспекта и центральную часть города. Но с пуском турбин ТЭЦ-1, а затем и ТЭЦ-2 электрификация города стала развиваться бурными темпами. Все более активными потребителями электричества становятся предприятия.

В начале 1933 года цех сетей ТЭЦ-1 был преобразован в самостоятельное производственное предприятие — управление электросетей Новосибирского энергокомбината. Под его контролем в ту пору оказались 81 километр воздушных электролиний, 69 километров — кабельных, 47 трансформаторных подстанций общей мощностью 3715 кВт. После того, как начала выдавать свой первый ток ТЭЦ-2, в РЭУ «Запсибэнерго» было организовано «Новосибирское объединенное управление строительства и эксплуатации Правобережной ГРЭС, Левобережной ТЭЦ и электросетей». А в 1933 году по решению Наркомтяжпрома, оно стало структурным подразделением Новосибирского энергетического комбината. Именно эту дату — 21 мая 1933 года — новосибирские сетевики считают днем рождения своего предприятия — «Управления электросетей».

В начале тридцатых годов в Новосибирске строилось и расширялось много промышленных объектов: «Сибсельмаш», Завод горного оборудования (им. Чкалова), заводы «Труд», «Большевик», кожевенный комбинат, лесозаводы, речпорт, элеватор, мелькомбинат и другие. Для всех для них жизненно необходимым было надежное, бесперебойное энергообеспечение. В 1934 году вошла в строй тяговая подстанция на улице Мичурина, и электричество стало не только освещать город, питать предприятия и жилые кварталы, но и обеспечивать движение трамваев.

В 1937 году из состава электросетей выделилось предприятие «Энергосбыт». Годом позже организована электролаборатория и впервые проведено испытание 80 процентов кабельных линий. В начале 40-х годов создана оперативная служба электросетей.

Электросети
Электросети

В предвоенные годы активно шло и строительство линий электропередачи, а также районных подстанций напряжением 35 кВ для создания дополнительных источников питания сети и подачи электроэнергии на окраины города и в пригородные районы. В 1937 году ввели в эксплуатацию первую в Новосибирске распределительную подстанцию «Центральная», в мае 1941 года — вторую подстанцию — «Октябрьская» с мощными трансформаторами, а также потребительские подстанции Чкаловская, Обувная, Инская, Стрелочная и питающие их линии электропередачи от ТЭЦ-1.

«Строительство этих объектов начиналось и велось по еще не «остывшим» чертежам нашего отдела, — вспоминает старший инженер-механик проектного отдела управления электрических сетей А.А. Катанухин. — С особыми трудностями мы столкнулись при проектировании воздушного перехода ЛЭП ТЭЦ-2 — ТЭЦ-1 по железнодорожному мосту. Железнодорожники встретили этот вариант в штыки. При согласовании технических условий они выдвинули миллион всяческих требований и оговорок, среди которых были и такие: «проектирование вести в помещении технического отдела управления железной дороги и только в рабочее время, никакой документации из помещения не выносить».

Не меньше возражений появилось и при включении этого перехода в эксплуатацию. К железнодорожникам присоединились связисты, которые боялись влияния высоковольтной линии на коммуникации связи, проложенные по тому же железнодорожному мосту. Не доверяя инженерному расчету, они потребовали проверки ЛЭП на работу связи опытным путем. Для проведения эксперимента была создана комиссия из представителей энергосистемы, железнодорожников и связистов.

«Насколько пристрастны были противники прокладки перехода, свидетельствует «недоразумение, происшедшее в ходе испытаний, — отмечает А.А. Катанухин. — После первого подъема напряжения на щит управления поступило сообщение, что результаты замеров вызывают тревогу, после второго — что замеры «угрожающие». С третьим подъемом напряжения произошла заминка, после которой было заявлено, что положение катастрофическое и эксплуатация ЛЭП недопустима. Как выяснилось чуть позже, третьего замера не было вовсе. В дальнейшем испытание прошло нормально, было установлено: совместная эксплуатация ЛЭП и линии связи возможна».

К моменту пуска ТЭЦ-2 первая в Новосибирске линия электропередачи напряжением 35 кВ для последующего ее соединения с ТЭЦ-1 была проложена. Первый участок линии длиной 1,25 км проходил по железнодорожному мосту, второй — в виде двухцепной воздушки по пойме реки и болоту. Но в ходе эксплуатации линия то и дело выходила из строя. Опоры ЛЭП и пасынки были сделаны из непропитанной древесины, слабо закреплены. Зимой, когда почва промерзала, они перекашивались, иногда и заваливались. Переключательный пункт располагался на открытом холме и во время грозы постоянно повреждался, так как не был оснащен грозозащитой. После того, как на нем установили молниеотводы и тиритовые разрядники, аварийные ситуации стали происходить значительно реже.

Немало хлопот доставлял кабель, проложенный по железнодорожному мосту: от вибрации ферм при прохождении поездов разрушалась его свинцовая оболочка, и влага, попадая через трещины внутрь, вызывала короткие замыкания. Чтобы повреждения кабеля не вызывало перебоя в энергоснабжении города, была проложена вторая, резервная нитка. Для обслуживания этой кабельной линии создается специальная бригада, возглавил которую мастер Н.И. Буданов. В то время она единственная во всей Сибири способна была монтировать муфты 35 кВ и потому нередко выезжала для оказания помощи на ликвидации аварий в другие города. Н.И. Буданов, хотя и имел три класса образования, был виртуозом своего дела, ему поручались самые сложные работы. За свой труд он награжден орденом Красной Звезды и орденом Трудового Красного Знамени.

После пуска ТЭЦ-2 электроснабжение в городе несколько улучшилось. Больше внимания стало уделяться развитию электросетевого хозяйства, повышению надежности электроснабжения потребителей. Перед началом войны утверждаются единые правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. Поскольку в новосибирской электросети имелось немало отступлений от этих правил и норм, необходимо было сооружать новые линии, строить трансформаторные пункты. Но трансформаторов выделялось городу очень мало. В конце концов, производство трансформаторов удалось наладить своими силами.

Война заставила отложить работы по усовершенствованию электросетевого хозяйства Новосибирска до лучших времен. Нагрузка на энергосистему, начавшая резко расти по мере прибытия в город все большего количества эвакуируемых с западной части страны производств, вновь ставила на первое место задачу увеличения мощностей.

«Электрические сети работали на пределе нагрузки или в режиме перегрузки, потребители резерва питания не имели, — вспоминал И.Т. Холин, назначенный в 1943 году начальником района высоковольтных сетей. — В этих условиях нужно было обеспечить бесперебойную работу промышленности. Сети были радиальными, каждый вывод ЛЭП в ремонт вызывал ограничения или прекращения работы ряда потребителей. В связи с этим ремонты если и проводились, то только в ночные часы, в выходные и праздничные дни, при жестком лимите времени. Каждое отключение требовало согласования с партийными и советскими органами».

Электричества не хватало, хотя в 1942 году был достигнут рекордный по сравнению с 1941 годом прирост выработки электроэнергии — 73,2 процента (в предыдущие годы среднегодовой прирост составлял 23 процента).

К концу войны по электрическим сетям Новосибирска передавалось энергии в 3,2 раза больше, чем в 1940 году. Но все же это не снимало напряжения с энергообеспечением. В первые послевоенные годы положение по-прежнему оставалось сложным, хотя ограничения бытовых потребителей в октябре 1945 года были сняты.

Когда потребовалось реконструировать ЛЭП 35 кВ, идущую от ТЭЦ-1 к подстанциям Центральная и Октябрьская, то на это было выделено всего четверо суток вместо 6-7, положенных по нормативу. Работы велись круглосуточно, люди отдыхали ночами не больше трех часов. Обязательства бригады по окончанию работы вывешивались на специальных стойках или уличных заборах. Все знали, что стоят заводы, фабрики и стремились завершить ремонт досрочно. Все время на объекте находился и директор электросетей В.В. Волгин. Посвятив новосибирской энергетике всю свою жизнь, он очень много сделал для ее становления, за что получил почетное звание отличника энергетики и электрификации, орден «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени.

В начале 1950-х началось строительство ЛЭП-110 длиной 165 километров для электрификации железной дороги и питания тяговых подстанций Обь, Чик, Коченево, Лесная поляна, Кабинетная, Чулымская. В 1951 году были введены участки ЛЭП ТЭЦ-3 — Чулымская — Инская — Северная, перегон Инская-Чулымская. В те годы было принято завершать работу на объектах к праздникам, вот и эта линия была сдана накануне 7 Ноября. 31 октября на участке Инская-Чулымская прошел первый опытный рейс грузового состава. Но строители так спешили отрапортовать о завершении работ, что забыли смонтировать гасители вибрации, поэтому в первые же дни эксплуатации провода стали повреждаться. Кроме того, отсутствовал на ЛЭП и грозозащитный трос. Работникам электросетей пришлось самим доводить линию до рабочего состояния, причем без снятия напряжения с одной цепи. Этими работами лично руководил тогдашний директор электросетей Н.В. Соловьев, который хорошо знал состояние всех подведомственных ему ЛЭП. Полностью грузовые поезда были переведены на электрическую тягу на участке Инская-Чулымская лишь 1 марта 1952 года. На участке Новосибирск-Главный — Чулымская 1 февраля 1952 года прошел первый пассажирский электропоезд, а 15 апреля этот участок полностью перевели на электротягу.

Подстанция
Подстанция

В 1955-м, через полтора года после того как вошли в строй первые турбогенераторы Барабинской ТЭЦ, новосибирская энергосистема включилась на параллельную работу с Омской энергосистемой. Линия электропередачи Новосибирск—Барабинск—Омск обеспечила перевод в 1955 году на электрическую тягу Транссибирской железнодорожной магистрали на всем протяжении от Новосибирска до Омска. В 1958 году закончена электрификация железнодорожной магистрали Восточного направления, и 27 ноября 1958 года в 10 часов вечера был погашен последний паровоз. Через всю область от станции Татарская до станции Болотная составы стали водить электровозы.

Появление этих линий дало возможность централизованно обеспечивать электроэнергией и отдаленные от областного центра сельские районы.

В начале прошлого столетия в сибирских деревнях имели слабое представление об электричестве. Лишь в 1920-х годах в некоторых больших селах Новосибирский области начали сооружаться небольшие электроустановки, дающие ток радиоузлам, клубам, школам. Возникали они по инициативе местных стихийно возникающих товариществ, на кооперативных началах, нередко с помощью промышленных предприятий Новосибирска. Одна из первых в области электроустановок в селе Болотном была построена в 1925 году на средства Томской железной дороги.

В 1923 году в Москве учреждается акционерное общество «Электросельстрой», целью которого становится электрификация и радиофикация преимущественно сельских районов страны. В Сибири создается его Западно-Сибирское представительство, которое в 1927 году преобразовывается в Сибирское отделение. 12 его производственных участков действует в Новосибирске. В 1931 году общество переименовывается в «Сельэлектро» и становится Новосибирской областной конторой «Главсельстрой» Наркомзема СССР, а в 1946 году — Новосибирским трестом «Главсельэлектро». По прямым договорам с хозяйствами области эта организация выполняла работы по электрификации районов области. При этом присоединение сел к государственным источникам электроэнергии, в том числе и к установкам, действующим на машинно-тракторных станциях и ремонтно-механических мастерских, запрещалось.

К началу Великой Отечественной суммарная мощность всех сельских электроустановок, действующих в области, составляла 1,8 тысячи киловатт, они вырабатывали 2,4 млн киловатт-часов электроэнергии в год.

Активная работа по электрификации деревни началась в послевоенные годы. В основном для этих целей использовались небольшие дизельные, локомобильные и даже ветровые электростанции. Такие электростанции на базе тракторных двигателей и генераторов СТ15/6, СТ25/6 мощностью до 100 киловатт устанавливались во многих хозяйствах. Применялись и другие двигатели. В связи с дефицитом бензинового топлива строились и газогенераторные установки. Две такие электростанции были установлены в селе Бобровка Сузунского района. А в колхозах им. Сталина, «Путь к коммунизму» Маслянинского района, «Ударник» Чистоозерного района и других в качестве двигателей для электростанций применялись локомобили, работавшие на древесном топливе. Конечно, это были не самые оптимальные методы электрификации.

В 1948 году, после выхода постановления Совета министров СССР «О плане развития сельской электрификации», началось внедрение гидравлических станций с использованием энергии малых рек, с земляными и даже бетонными плотинами. В Новосибирской области начали строиться ГЭС на реках Иня, Бердь, Тула, Чаус, Чема, Торсьма, Карасук, Ирмень, Ярки, Каргат, Чулым и других. Особой гордостью новосибирских энергетиков стали Кийкская ГЭС в Тогучинском районе и Маслянинская ГЭС с гидрогенераторами ВТС-375 и системой ДПЗ (два провода «земля»). Такая система позволяла достигать 30 процентов экономии при строительстве станций.

Электричество стало проникать во все процессы сельскохозяйственного производства, становилось базой технического прогресса на селе. Оно использовалось для сушки, очистки, молотьбы зерна, различных транспортеров при приготовлении и раздаче кормов, доении коров, водоснабжении. Без электричества уже не могли обходиться механические мастерские и другие производства. Мелкие электростанции уже не справлялись с растущими нуждами сельскохозяйственного производства.

В 1954 году, после того, как были отменены ограничения на использование государственных энергоисточников для электрификации сельского хозяйства, началось массовое подключение колхозов, совхозов, целых районов области к сетям «Новосибирскэнерго». Надо заметить, что 20 хозяйств области получали электричество от новосибирских электростанций и до отмены известного запрета.

Районы, расположенные вблизи Транссибирской железнодорожной магистрали, оказались в наиболее благоприятных условиях. В 1950-х годах от тяговых подстанций Западно-Сибирской железной дороги активно строились, уходя вглубь районов, сельские ЛЭП, сооружались районные подстанции. В 1961—1970 годах было построено и введено в эксплуатацию более 20 тысяч километров ЛЭП 0,4—10 кВт, 2800 километров высоковольтных линий электропередачи 35-110, 55 районных подстанций 35-110, более 3000 трансформаторных пунктов. Электрификация сельского хозяйства Новосибирской области была практически завершена. Электроэнергией пользовалось 98 процентов сельского населения. В 1972 году охват централизованным электрообеспечением населения области достиг 99,98 процента, в 1975 году — 100 процентов. В 1986 году сельское хозяйство стало потреблять 1,5 млрд кВт/ч — столько, сколько потребляла вся область в 1953 году.

В 1960 году была введена в эксплуатацию подстанция 220/110/10 кВ «Восточная» и ЛЭП-220 кВ, соединяющая Новосибирскую и Кузбасскую энергосистемы. Они были включены в параллельную работу 18 ноября после ввода в эксплуатацию линии электропередачи 220 кВ Новосибирск—Белово длиной 162 км. Тем самым было положено начало объединенной энергосистеме Сибири. Тогда же к «Новосибирскэнерго» были подключены новые потребители, в том числе Академгородок, и общее число потребителей электроэнергии достигло 83010.

В 1961 году начались работы по сооружению второй межсистемной ЛЭП-220 Новосибирск—Чулым—Барабинск—Омск. Подстанцией 220кВ «Чулымская» она была введена в строй уже в 1964 году. Тогда же на предприятии создается диспетчерская служба.

В 1978 году вводятся в эксплуатацию подстанция 500 кВ «Заря» и ЛЭП-500 кВ «Заря — Анжерка», что значительно повысило надежность работы новосибирской энергосистемы, имеющей на этот период дефицит установленной мощности на электростанциях. Новосибирская энергосистема вошла в Единую энергосистему СССР.

Ввод в эксплуатацию в 1981 году подстанции 220 кВ «Правобережная» в Заельцовском районе Новосибирска с линиями электропередачи 220 кВ позволил замкнуть кольцо 220 кв Новосибирская ГЭС — «Восточная» — «Заря» — «Правобережная» — ТЭЦ-3 — «Дружная» (Коченево) — ГЭС. А когда в 1991 году начала действовать подстанции 220 кВ «Отрадная» в Калининском районе, это обеспечило ввод Калининской котельной.

В 2003 году Восточные электросети включали в себя 54 подстанции с суммарной мощностью трансформаторов 4396 тыс. кВ. Они стали системообразующим сетевым предприятием, объединяющим линиями электропередачи все электростанции и мощные узловые подстанции 110 и 220 кВ, обеспечивая гибкость перетоков мощности внутри энергосистемы и открывая выход на межсистемные линии электропередачи.

Развивались в эти годы и Новосибирские городские электросети. Старые сети с напряжением 3кВ ликвидируются, закрывается 9 маломощных подстанций. Вместо них появляются сети и подстанции на 6 кВ. Специалисты Новосибирских городских электросетей одними из первых в стране начали изготовление железобетонных приставок для деревянных опор воздушных линий. Они принимали активное участие в подготовительных работах по пуску в Новосибирске троллейбуса, который впервые выехал на улицы города 6 ноября 1957 года. К ноябрю 1968 года от городской сети получают энергию уже 247 троллейбусов и 311 трамваев.

Новосибирские сетевики первыми применили у себя в 1966 году пневмопробойники для бестраншейной прокладки кабельных линий под твердым покрытием улиц, одними из первых стали использовать эпоксидное соединение муфты при ремонте действующих кабельных линий. Специалисты Городских электросетей активно участвовали в прокладке силового кабеля и монтаже кабельной арматуры при строительстве Новосибирского метрополитена, который был сдан в эксплуатацию 7 ноября 1986 года.

По мере увеличения объемов электрификации на территории области создавались предприятия электросетей и в районах. Они относились к ведомству «Сельэнерго». В декабре 1963 года эти сети были переданы «Новосибирскэнерго», в результате чего к двум сетевым предприятиям энергосистемы прибавилось еще семь, а в 1964 году по приказу Государственного производственного комитета энергетики и электрификации на баланс «Новосибирскэнерго» передаются остальные сети «Сельэнерго», а также сети «Облкоммунэнерго». Организуются новые сетевые предприятия: Приобская, Черепановская, Чулымская и Татарская электросети. На базе Барабинской электросети создается Западная электросеть.

Семь сетевых предприятий обслуживали линии электропередачи в Новосибирской области более трех десятков лет. В 2003 году с началом реформ в энергетической отрасли было решено объединить их в одно крупное дочернее предприятие «Новосибирскэнерго» — ЗАО «Электрические сети».



Пред. стр. | Содержание| След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты