I.8.2.На заре электрификации

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 15:33, 12 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

По данным отдела электротехнической промышленности Сибсовнархоза мощность всех электростанций Сибири на начало 1920 года составляла 12279 кВт. В эти годы по указанию советского правительства в стране формировался первый план развития народного хозяйства на базе электрификации. В декабре 1920 года на 8-м Всероссийском съезде Советов был принят план ГОЭРЛО. Однако молодой безуездный сибирский город, в отличие от своих соседей Кемерово и Новокузнецка, в него не попал. Предполагалось, что электричеством его, как и другие города Сибири, будет питать угольный Кузбасс.

Между тем Новониколаевск срочно нуждался в серьезном источнике электроэнергии. Как указывалось в докладной заведующего Центральной городской электростанцией М.А. Шиша, кроме первой станции в городе имелась «электростанция на мельнице № 8, оборудованная локомобилем в 60 л.с. и одним генератором переменного тока 2000 вольт мощностью 35 кВт, работающим в общую сеть с городской электростанцией». Работали также четыре блокстанции постоянного тока общей мощностью около 60 кВт на таких предприятиях, как Винсклад, Химфабрика № 1, Типография № 1, Мельница № 2, дающие освещение предприятиям и домам в прилегающих кварталах.

М.А. Шиша
М.А. Шиша

8 октября 1922 года М.А. Шиша напечатал в газете «Советская Сибирь» статью «К электрификации Новониколаевска», в которой поставил вопрос о необходимости приобретения для города электростанции мощностью 5000 кВт. Однако не все с этим соглашались. В газете появляется статья работника Крайплана Ф. Скурского «К электрификации Новониколаевска (к дискуссии по вопросу)». Он считает мощность электростанции в 5000 киловатт завышенной и приводит данные томского профессора В.М. Хрущева, согласно которым промышленность Новониколаевска имеет 57 силовых установок общей мощностью 2565 лошадиных сил (1800 киловатт). По расчетам Скурского для освещения жилых помещений городу требуется всего 525 кВт, для уличного освещения — 105 кВт, для предприятий и учреждений — 245 кВт. Максимальную силовую нагрузку он определяет в объеме 1075 кВт и уверяет, что мощность будущей электростанции должна быть не более 1500 кВт при годовой выработке энергии 1,3 млн. кВт-часов. Стоимость такой станции согласно его расчетам, составит 1,5 миллиона золотых рублей.

Но М.А. Шиша продолжает отстаивать свою точку зрения. В большой статье «Электрификация и благоустройство города» он пишет: «В настоящее время об электрификации говорят все, кому не лень, и поэтому самое понятие «электрификация» трактуется весьма широко и произвольно. Так, при установке небольшой электростанции для освещения деревни говорят об электрификации деревни, при установке необходимого количества ламп для освещения завода говорят об электрификации завода и т.д. Мы полагаем, что под электрификацией какого-либо завода, города и проч. нужно понимать полную замену механических двигателей электрическими, тем более что электромотор имеет преимущества перед другими двигателями». Шиша резко критикует позицию Скурского, считая, что тот дает неправильную оценку необходимого количества электроэнергии, особенно для нужд промышленности, и занижает требуемые мощности электростанции. Исходя из данных о мощности силовых установок на действующих предприятиях, М.А. Шиша оценивает потребность города в электричестве в первый год эксплуатации станции в объеме 10-12 млн. кВт-час. «Поскольку речь идет об электрификации, — отмечает он, — необходимо иметь в виду, что наличие свободной энергии всегда является толчком к развитию существующих предприятий и возникновению новых».

Анализируя экономический аспект вопроса, Шиша показал, что чем выше моторная нагрузка, тем больше доход. В своей статье он также утверждает, что питание города от электростанций на угольных месторождениях Кузбасса, как предлагали некоторые, экономически нецелесообразно из-за дороговизны передачи электроэнергии.

Вскоре состоялось заседание комиссии при Новониколаевском губисполкоме по постройке в городе электростанции. Комиссия определила наиболее удобное место для строительства электростанции — квартал 16 (за бывшей Луканинской мельницей) и определила ее мощность. Решено приобрести два турбогенератора по 500 кВт, общим напряжением 6000 вольт. Комиссия признала целесообразным организовать для строительства станции паевое товарищество с участием частного капитала в размере 40 процентов. Начальный капитал должен был составлять 1 миллион рублей.

На этом же заседании инженеру М. Шиша поручили «представить на плане существующую и проектируемую распределительную сеть». Электричество в основном планировалось использовать для освещения. Так потребность Вокзальной части города оценивалась в 7200 лампочек по 20 Вт каждая, Центральной части — в 26000 лампочек, Закаменской части — 8800 лампочек, Военного городка — в 2000 лампочек. Всего предполагалось зажечь 44000 лампочек. Кроме города учитывались и потребности в электричестве окрестных сел — Усть-Иня, Вертково, Бугры, Ересная, Кривощеково, ст. Кривощеково, Яремский затон. Необходимая общая моторная нагрузка оказалось более 6800 лошадиных сил, мощность — около тысячи киловатт.

В 1923 году принимается решение о строительстве Новониколаевской центральной городской электростанции (ЦЭС) за счет привлечения средств предприятий и организаций города. Весомую сумму — 500 тысяч рублей на строительство станции выделил Совнарком. Часть средств внесло созданное губисполкомом паевое товарищество «Электроэнергия». Городские власти призвали предприятия и организации выделять средства на строительство новой электростанции. Но деньги от них поступали очень медленно. Тем временем Московское отделение электротехнического треста Центрального района (ЭТЦР) разрабатывает проект Новониколаевской электрической станции с установкой двух турбогенераторов по 500 кВт и двух котлов поверхностью нагрева 200 квадратных метров. В проекте также предусматривается свободное место для возможной установки третьего турбогенератора мощностью 1000 кВт и еще двух котлов. На заседании паевого товарищества «Электроэнергия» рассмотрен и принят проект электросети, выполненный инженером Волжанским, предусматривающий сооружение 28 трансформаторных «киосков» (подстанций) в различных частях города.

На совещании в губернском отделе местного хозяйства окончательно определяется место постройки будущей станции — им стал участок № 16. Назначается и заведующий новой станцией. На эту должность президиум Новониколаевского губисполкома пригласил инженера с Барнаульской электростанции А.Ф. Ильина. В его обязанность также вменялось проработка вопроса о сооружении городского водопровода.

Для производства работ по сооружению новой станции была создана специальная строительная организация — «Управление по постройке электростанции при Новониколаевском городском отделе местного хозяйства (ГОМХ)» («Электрострой»).

10 мая 1924 года в 6 часов вечера на месте сооружения будущей станции собралось около десяти тысяч человек. На это время здесь был назначен митинг в честь закладки первого камня в фундамент станции, и многим новосибирцам хотелось присутствовать на этом историческом событии. Ожидалось, что в нем примет участие приехавший из Москвы председатель ВЦИК М.И. Калинин. Выступая перед собравшимися, Калинин сказал: «В городе нет мостовых, водопровода нет, общественных зданий красивых и просторных нет. Все приходится начинать самим, по-новому, с самого начала. Это начало кладется закладкой станции. Хорошее начало, ибо электрическая станция — самое нужное дело, если не считать бани…».

Строительство главного корпуса электростанции (будущей ТЭЦ-1). 1924 г.
Строительство главного корпуса электростанции (будущей ТЭЦ-1). 1924 г.

Через пять дней начались земляные работы, ход которых регулярно освещался в газете «Советская Сибирь». Рассказывалось об утверждении сметы на строительство в размере 1 миллиона 70 тысяч рублей, о добыче в каменоломнях 150 кубов камня специально для станции, сообщалось, что все энергетическое оборудование заказано на отечественных заводах. Турбины и котлы — на ЛМЗ, генераторы и трансформаторы — на заводе «Электросила», кабели — на заводе «Севкабель».

К осени фундамент станции был готов, и губернская контора «Госстрой» приступила к сооружению здания станции, поэтапно передавая его «Электрострою».

Предполагая, что ввод агрегатов станции произойдет в 1926—1930 годах, Сибревком рассмотрел ориентировочный план электрификации промышленных предприятий Новониколаевска, а также коммунального строительства и постройки водопровода. Одновременно «Электрострой» провел обследование городского электрохозяйства. По собранным данным, на февраль 1926 года городская электросеть имела пять кабельных линий сечением от 10 до 35 кв. мм на напряжение 2200 вольт однофазного тока общей протяженностью 22,7 километра, 23 трансформаторных киоска с общей мощностью трансформаторов 685 кВт; на улицах было установлено около двухсот ламп по 120 свечей.

27 февраля 1926 года, в только что получившем новое имя Новосибирске, был запущен на испытание первый турбогенератор новой паротурбинной электростанции. Ей присваивается имя М.И. Калинина.

«…Новая электростанция дала свет для Закаменского и Вокзального районов …с нагрузкой 100-150 киловатт, — сообщала 2 марта 1926 года «Советская Сибирь». — Одновременно включено также и уличное освещение этих районов. С 28 февраля началась работа по включению Центрального и Ипподромского районов, за исключением Красного проспекта, освещение которого вместе с уличными фонарями будет включаться постепенно, начиная с 1 марта, а пока получает энергию от старой электростанции, где еще работает одна машина с нагрузкой 50 кВт». Рассказала газета и о предстоящей электрификации местной промышленности: «По этому поводу «Электрострой» уже ведет переговоры с Холодильником и другими предприятиями. С подачей электроэнергии на Холодильник станция получит возможность начать работу круглые сутки». Информируя новосибирцев о том, что продолжается прием заявлений на получение электролампочек, газета в заметке «Тариф будет старым» сообщает: «Поступило уже свыше 70 новых заявлений, главным образом, от рабочих и служащих, учреждений и частных лиц».

Торжества в честь открытия новой электростанции были назначены на 14 марта. Специально созданная комиссия заранее, 9 марта, рассмотрела программу торжественного открытия станции. Пуск станции был намечен на 17 часов «с присутствием приглашенных». В 19 часов должен начаться митинг, а после его окончания — банкет в здании Товарной биржи. Для коллектива «Электростроя» была установлена норма представительства — 30 человек от рабочих, 20 от служащих — пропорционально процентному соотношению работающих. Дежурным вахтенным бригадам, не могущим принять участие в торжествах, постановили выдать дополнительное вознаграждение в размере дневного заработка. На украшение станции решено было ограничиться минимальными расходами. Приобрели сто метров красной материи по 80 коп. за метр, 16 лампочек — по 85 копеек, портреты Ленина и Рыкова по 5 рублей за штуку, рамы к ним по 3 рубля, а также 10 возов зелени, флагштоки, гвозди, веревки.

К назначенному сроку ворота станции, главный вход в машинный зал и котельная были празднично украшены. Станция встречала гостей — представителей от предприятий и общественных организаций. С 12 до 15 часов дня были организованы специальные экскурсии для осмотра станции — сюда одна за другой шли делегации рабочих с заводов и фабрик.

Электростанция им. Калинина
Электростанция им. Калинина

«Ровно в 17 часов первая турбина была включена и в городскую электросеть пошло напряжение. На улицах города, в окнах домов весело засветились сотни электрических лампочек. На митинге были оглашены поздравительные телеграммы от М. Калинина, Ф. Дзержинского, Е. Ярославского».

Сразу после пуска станции число желающих получить электричество резко возросло. Заявления поступали как от отдельных горожан, так и от предприятий, в том числе и имеющих собственные мелкие электростанции.

«Несмотря на большую долю скептицизма…, которую проявили как отдельные представители промпредприятий, так и планирующие органы, выражавшие сомнения в ожидаемом росте потребления электроэнергии от новой ЦЭС, и даже предсказывающие ее значительную недогрузку, все же, благодаря настойчивой защите «Электростроя» в многочисленных инстанциях — от экономического совещания в городском отделе местного хозяйства (ГОМХ) и до Сибплана и Сибревкома, в конечном счете, пятилетняя программа ЦЭС, а также программа расширения ЦЭС на ближайший период была признана необходимой и неотложной», — писал в конце мая в докладной, направленной в президиум Новосибирского горсовета, начальник «Электростроя» А.Ф.Ильин.

В котельной Новосибирской ТЭЦ-1
В котельной Новосибирской ТЭЦ-1
Первый трамвай
Первый трамвай
Первенец новосибирской энергетики. Новосибирская ТЭЦ-1
Первенец новосибирской энергетики. Новосибирская ТЭЦ-1

Энергия от новой электростанции стала поступать по кабелю, проложенному по железнодорожному мосту через Обь, в левобережную часть города. Специалисты Сибкрайсовнархоза начали работать над планом электрификации наиболее крупных предприятий Сибири. Западно-Сибирское представительство акционерного общества «Электросельстрой» преобразуется в Сибирское отделение. На него возлагаются задачи проектирования электрификации сельского хозяйства, а также оборудования электричеством пароходов и радиофикация сельской местности.

Пуск новой станции положил начало созданию водопровода в Новосибирске. 23 июля 1926 года из «Коммунального треста «Центральная электрическая станция» был выделен трест «Водосвет», который вплотную занялся изыскательскими работами по устройству водопровода. ТЭЦ-1 дала старт и теплофикации города. В первый день 1933 года на станции запускается первый в Новосибирске теплофикационный турбоагрегат № 4 немецкой фирмы «Вумаг» с генератором ленинградского завода «Электросила». Общая мощность ТЭЦ достигла к этому времени 11,5 мегаватт. К 1944 году от тепловых сетей ТЭЦ-1 тепло получали 58 абонентов.

В начале 1933 года из ТЭЦ-1 вышло и еще одно производственное предприятие — цех сетей преобразуется в Новосибирскую городскую электросеть. Ей передается 81 километр воздушных линий электропередачи, 69 километров — кабельных, 47 трансформаторных подстанций общей мощностью трансформаторов 3715 кВт.

9 мая этого же года президиум городского совета принимает решение о строительстве в Новосибирске первой очереди трамвайных путей и 26 ноября 1934 года состоится торжественное открытие трамвайного сообщения в Новосибирске. Первые пассажиры проехались по 4-километровому маршруту от железнодорожного вокзала до Ипподромской площади и центра города, где начиналось строительство большого оперного театра. Уместно вспомнить, что чертежи электрооборудования Театра опера и балета были сделаны Сибирским отделением «Электропрома».

В январе 1939 года от ТЭЦ-1 получило электричество здание железнодорожного вокзала.

«ТЭЦ имела две разные котельные. В первой было 5 котлов общей паропроизводительностью 52 т/ч, с ручной подачей топлива в топки, во второй — два котла с цепными решетками паропроизводительностью 20 т/ч и давлением пара 28 атм. В турбинном цехе действовало 4 турбогенератора общей мощностью 11,5 тысячи киловатт, — вспоминал работник станции Н.С. Салеев, начавший трудовую деятельность на ТЭЦ-1 в 1935 году. — На станции отсутствовали даже элементарные средства механизации труда. Разгрузка топлива на склад и подача его в котельную, а также удаление шлака из-под котлов производилась вручную вагонетками. Труд здесь был тяжелым, если не сказать изнурительным... Особенно тяжело было в военные годы, когда из-за нехватки людей персонал станции работал по 12-14 часов в сутки. При этом нередко после смены люди шли на разгрузку топлива или занимались ремонтом оборудования. Но, несмотря на такие условия, люди понимали свой долг, работали безотказно, с самозабвением, руководствуясь положением: «Все для фронта, все для победы!».

В послевоенное время на станции стали внедряться средства механизации, больше внимания стало уделяться улучшению условий труда. А чтобы обеспечить более устойчивую работу котельной и повысить надежность теплосети (а в 1936 году, после ввода в строй Левобережной ГРЭС, ТЭЦ-1 стала выдавать городу не только электричество, но и тепло) здесь были смонтированы баки подпитки теплосети. Работники станции одними из первых в стране стали использовать работу турбин с противодавлением, а генераторов — в режиме синхронных компенсаторов. В 1957 году вводится в эксплуатацию топливоподача.

ТЭЦ-1 стала первой станцией Новосибирска, на которой по инициативе энергетиков впервые начали внедряться технологии, направленные на обеспечение экологической безопасности. 30 марта 1962 года здесь была сдана в эксплуатацию установка золоулавливания, проект которой разработали специалисты производственно-технического отдела станции под руководством инженера Л.И. Бердичевского, а оборудование изготовили как в цехах самой станции, так и на базе производственно-ремонтного предприятия «Новосибирскэнерго».

Почти 35 лет ТЭЦ-1 исправно снабжала Новосибирск энергией, способствуя подъему его промышленности, развитию и благоустройству города. В 1961 году, когда уже действовали три других теплоэлектростанции и дала ток Новосибирская ГЭС, турбогенератор и котлы станции были законсервированы и впоследствии списаны как морально и физически устаревшие. Но два котла, смонтированные в 1933 году, прослужили еще около 40 лет. Они обеспечивали новосибирцев теплом, а затем снабжали паром химический завод.



Пред. стр. | Содержание| След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты