I.8.1.Да будет свет!

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 11:53, 12 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В начале прошлого века энергичный, быстро развивающийся поселок Новониколаевск обладал уже многими структурами, присущими городу. Каждый вечер на его улицах появлялись «зажигальщики», которые с лестницами переходили от фонаря к фонарю, зажигая керосиновые лампы, чтобы с рассветом вновь погасить это нехитрое освещение.

Электричеством тогда пользовались лишь на мельнице да в электротеатрах (слово «кинематограф» еще не употреблялось), где были установлены небольшие динамо-машины мощностью 1-1,5 кВт. Освещался электричеством и небольшой район вблизи построенного в 1896 году паровозного депо. От динамо-машины, смонтированной в этом первом каменном здании поселка, была построена линия для освещения Владимировской улицы и нескольких домов, где жило железнодорожное начальство.

Всем хорошо знакомо примечательное здание архитектора А.Д. Крячкова в центре Новосибирска — бывший городской торговый корпус. Именно здесь была установлена первая в городе электростанция, совсем маленькая — ее мощности хватало лишь для освещения самого корпуса и нескольких соседних зданий. Остальная же часть Новониколаевска, в котором проживало к тому времени 23 тысячи человек, с наступлением темноты погружалась во мрак — типичная картина для сибирских городов начала века. Как свидетельствует Статистический Ежегодник России за 1910 год, из 50 городов от Урала до Тихого океана, лишь пять имели электрическое освещение улиц и домов. «Городская управа положилась на красавицу луну и совсем не думает освещать городские улицы», — писали по этому поводу местные газеты. Однако они были не совсем правы.

Еще в 1906 году, когда шел третий год с момента утверждения Николаем II Положения Комитета министров о возведении Новониколаевского поселка «на степень безуездного города», его власти задумались над решением проблемы освещения улиц. Свидетельство тому письмо в редакцию газеты «Новое время» с просьбой «припечатать на первой странице в 5 номере прилагаемое объявление: «Общественное самоуправление г. Новониколаевска Томской губ. приглашает лиц, желающих принять на себя устройство в этом городе электрического освещения и водопровода, заявить об этом Управлению немедленно».

В Новосибирском областном архиве хранятся ответы из Киева, Санкт-Петербурга, Ревеля, Одессы с предложением взять на себя проектирование и сооружение электростанции в сибирском городе — вкладывать капитал в развитие Сибири было выгодно и престижно. Инвесторы требовали монопольного права производства и реализации электроэнергии в течение 40 лет, после чего оборудование (конечно же уже изношенное) могло перейти в собственность города. Участок земли для устройства электростанции должен был быть передан предпринимателям безвозмездно. К тому же, город обязывался в первый год эксплуатации станции установить 80 дуговых фонарей с платой 100 рублей за каждый. Условия были кабальными, и городская управа от них отказалась.

В 1908 году поднимается вопрос о строительстве электростанции на средства города. В Томском губернском коммунальном отделе начат сбор материала об опыте устройства электроосвещения российских городов, но из-за отсутствия средств строительство электростанции в Новониколаевске тогда так и не началось.

К этому вопросу вернулись лишь через несколько лет. В 1911 году принимается решение о строительстве в городе временной электростанции для устройства электроосвещения, намеченного на 1913 год — год празднования 300-летия царской династии Романовых. Городская управа обращается к профессору Томского технологического института В.Л. Млееву с предложением разработать проект станции, а 26-летний студент выпускного курса механического отделения этого института М.А. Шиша назначается руководителем строительства и заведующим будущей электростанции. В помощники к нему «приставлен» смотритель городских зданий Г.К. Штарк, имевший ранее опыт работы машинистом на крупном предприятии.

Объявляется конкурс среди фирм, выпускающих электрооборудование, и к весне 1912 года специальная комиссия собрала сведения о пяти компаниях, готовых осуществить поставки. По итогам конкурса был объявлен победитель. Им стало Екатеринбургское отделение фирмы «Сименс и Гальске», предложившее выполнить заказ в более короткий срок и предоставившее более высокие гарантии. Через два дня после этого на заседании городской управы был оглашен проект договора на покупку оборудования для электростанции на сумму 20527 рублей.

Чтобы не тратить время и деньги на возведение здания станции, решено было разместить это оборудование в каменном здании весовой на Новобазарной площади. Этой площади и суждено было стать местом «прописки» первой городской электростанции.

Сооружение станции осуществлялось собственными силами и шло под строгим контролем городской управы. Вспомогательные работы распределялись по предприятиям города и частным подрядчикам. Для оперативного решения вопросов, связанных со строительством был назначен специальный представитель управы — И.Ф. Стойлов. Живую заинтересованность ходом строительства электростанции проявляли и горожане. Желающие стать ее абонентами, не дожидаясь окончания работ, обращались к заведующему станцией с заявлениями, оплачивали в городской кассе счета за установку лампочек и пользование ими.

Первая городская электростанция в Новониколаевске. 1913 г.
Первая городская электростанция в Новониколаевске. 1913 г.

К декабрю 1912 года монтаж оборудования станции был завершен. 24 декабря первый генератор запустили на пробные обороты, а с 26 по 28 декабря прошли предварительные испытания и прием двух локомобилей отечественного производства, двух генераторов однофазного тока немецких фирм «Сименс—Гальске»» и «Сименс—Шуккерт», а также распределительного щита на пять линий. Комиссия, в которую входили архитектор-инженер Ф.Ф. Рамман, гласный городской думы П.С. Мирошников, машинист мукомольного товарищества А.М. Фрейман, «сведующее лицо» М.Е. Леонтьев, а также представители фирмпоставщиков оборудования и персонал станции, осталась довольной результатами испытаний. Окончательно же станция была принята в эксплуатацию 4 февраля 1913 года. По случаю пуска городской электростанции в купеческом собрании был дан бал.

К городской электросети подключили 540 абонентов. В темное время суток — с 16 часов дня до восьми утра — от сети питалось 5610 лампочек, из которых 3200 освещали гостиницы и квартиры, 1500 — торгово-промышленные заведения, 580 — конторы и склады, 120 — рестораны, 210 — улицы города. Электричество было достаточно дорогим. Стоимость 1 кВт-часа составляла 30 копеек — для домовладельцев и 45 копеек — для предприятий. За первый год эксплуатации станция выработала 193 кВт-час и принесла управе 21150 рублей чистого дохода, полностью окупив свое строительство. Обслуживали станцию два машиниста и электротехник. Локомотивы работали на кузнецком угле.

Число желающих подключиться к линии электропередачи стремительно росло. Скоро устанавливается третий локомобиль с генератором 75 киловатт фирмы «Браун-Бовери». Станцию и сеть обслуживают уже 23 человека. Через год она выходит на устойчивую выработку — 300-400 кВт. Тем временем от предприятий стали поступать заявки с просьбой наладить круглосуточную работу станции. В 1913 году первый ее руководитель Михаил Александрович Шиша обратился в городскую управу с предложением о выделении кредитов для найма работников на дополнительную смену. В его докладной подчеркивалось, что кроме выгоды для станции и управы, «наличность электроэнергии днем вызовет развитие промышленности и потребления электрической энергии для хозяйственных целей». А житель города И.Г. Семенов, еще 19 марта 1912 года обращается в управу с предложением построить гидроэлектростанции на речках Иня и Каменка, которые, как он писал, «без умолку и без пользы рокочут и бурлят». На это обращение городской архитектор Ф.Ф. Рамман в тот же день написал вердикт: «Если только для освещения — невыгодна. Если и для промышленных целей (водопровод) — выгодна».

Через два года этот вопрос поднимает и городская дума. «При весьма значительной высоте плотины (2 сажени, т.е. 5 м) и затоплении большой площади может быть достигнута полезная мощность семьсот киловатт в течение 10 месяцев в году, что требует иметь резерв из паровых или газовых машин, — пояснял на заседании думы М.А. Шиша. — Поэтому сооружение гидравлической станции нецелесообразно». Докладчик подтвердил высказанное ранее им предложение — выбрать место для строительства еще одной электростанции около железнодорожного моста.

В мае 1914 года городская управа получила разрешение на строительство новой станции. В августе предполагалось устроить торги на поставку котлов и турбогенераторов, но начавшаяся Первая мировая война помешала осуществлению этого плана.

В условиях военного положения денег на постройку новой станции не дали. Большая часть энергии действующей станции направлялась на жизнеобеспечение военного городка — госпиталей, бараков, казарм. Ее мощностей катастрофически не хватало. Новониколаевский голова сообщал в письме заведующему квартирной частью Омского военного округа об «абсолютной перегруженности» городской электростанции и доказывал, что для обеспечения строящегося в закаменской части города лагеря для военнопленных необходим дополнительный локомобиль. Но машину станции так и не выделили.

Впоследствии мощность станции все же несколько раз увеличивали. В 1917 году от нее получают энергию уже 973 абонента. Более 60 процентов из них составляли предприятия и организации: бани, гостиницы, рестораны, банки, почта, конторы и учреждения, а также обеспеченные горожане. Плата за электричество выросла к этому времени в четыре раза — до 1 руб. 25 копеек за киловатт, владельцы же магазинов и кинематографов платили по 2 рубля.

Нужд растущего города станция не покрывала, увеличивающаяся нагрузка на оборудование не позволяла произвести необходимый ремонт. Только в 1918—1919 годах трижды происходили поломки валов с остановкой машин. Восстанавливали их на заводе «Труд».

В 1919 году выработка энергии достигла рекордного рубежа — 407526 кВт-час. К электросети присоединялись все новые и новые абоненты, причем нередко бесконтрольно. Требование М.А.Шиша к городским властям «настойчиво положить конец новым проводкам» не возымело никакого действия. Понижение напряжения в сети приводило к тому, что у части абонентов свет то и дело отключался. В связи с топливным кризисом, вызванным гражданской войной, приходилось применять уголь низкого качества. Из-за отсутствия вискозины для смазки локомобилей прибегали к смазке салом. Все это приводило к авариям и стремительному износу оборудования. В результате в 1920 году станция смогла выработать лишь чуть больше 20 тысяч кВт-час.

Между тем Новониколаевск продолжал расти. В 1921 году он становится административным центром Сибирского края. Монтеры подключали к электростанции множество новых госучреждений. Тем самым, как отмечал М.А. Шиша, «производили разрушительную работу». Замены оборудования не производилось, и к началу 1922 года оборудование станции пришло «в крайне опасное состояние».

В декабре Губсовнархоз рассматривает вопрос о разгрузке Новониколаевской электростанции. Учитывая 25-процентный износ и перегруженность станции, решено сократить число ее абонентов, «выключив неисправимых неплательщиков», а также прекратить прием новых абонентов и выключать в период перегрузки некоторые районы.

Электрические сети к тому времени протянулись уже на 30 км, охватив часть Красного проспекта, центральную часть города до Дома офицеров, Закаменский район, военный городок и бараки на улице Ломоносова, а также Вокзальный район до улицы Бурлинской. С января 1926 года станция работала только в темное время суток с максимальной нагрузкой до 190 кВт, а с апреля официально получила статус бездействующей и была переведена на баланс новой ЦЭС им. Калинина. В середине 1926 года оборудование станции было демонтировано и распределено между Барабинским и Каменским округами, которые, благодаря этому, получили полные комплекты машин для оснащения установок высокого напряжения. Здание городских базарных весов, где размещалась станция, за годы ее работы сильно обветшало и было вскоре снесено.

Обеспечение города электричеством передается ТЭЦ-1.



Пред. стр. | Содержание| След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты