I.7.7.Решение одно — строить, строить, строить!

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

В конце сороковых начале пятидесятых в Новосибирск стали прибывать молодые специалисты — выпускники вузов и техникумов. Их направляли на работу в первую очередь на основные предпри-ятия связи города — телеграф, городскую телефонную станцию, междугородку. Уровень управления, техническая компетентность, исполнительская дисциплина год от года стали повышаться.

В 1953 году в Новосибирске открывается электротехнический институт связи. Расположен он был в одном помещении с техникумом связи. Такое соседство позволило многим выпускникам техни-кума, продолжив образование, получить дипломы инженеров. Более того, преподавателями института стали наиболее одаренные выпускники техникума: М.А. Чвелев, Н.В. Мазурко, И.Н. Запасный, В.П. Чернышов, Н.Н. Мазуренко.

Шестидесятые годы можно назвать переломным периодом в укреплении кадрами решающих участков работы всех отраслей связи области. На основные должности выдвигаются молодые инже-неры и техники, а также работники связи, имеющие большой опыт работы и организаторские способ-ности. Такой подход к кадровой политике вскоре дал очень хорошие результаты.

Именно в эти годы Новосибирский телеграф вошел в число лучших коллективов связи страны. На хорошем счету были и радиоцентр, и междугородная телефонная станция. Но все это достигалось, можно сказать, ценой сверхусилий. Пора было переходить на новый уровень работы. Этого неотлож-но требовали буквально все направления связи. Без механизации и автоматизации, без развернутого строительства нечего было и мечтать о том, чтобы полноценно соответствовать времени, «идти с ним в ногу». А на некоторых направлениях положение становилось просто критическим.

«Год 1966-й… Ранняя весна. В городе отсутствует ливневая канализация, и все весенние воды текут по телефонной. Практически не работает половина абонентов телефонной сети города. Не хватает кабельной продукции, на весь город одна пародушевая установка и две кабельные машины. Всего 30 процентов кабельных магистралей и соединительных линий находятся под воздушным дав-лением, из них большая часть требует постоянной подкачки. Не хватает квалифицированных ка-бельщиков-спайщиков…» — так описывает в своих воспоминаниях ситуацию, сложившуюся в сере-дине шестидесятых бывший начальник НГТС Г.С. Волобой.

Кабельщики-спайщики за работой
Кабельщики-спайщики за работой

Положение действительно было тяжелейшим. В городе, чьи уникальные темпы развития вошли в энциклопедии, отставали многие элементы инфраструктуры. Некоторые называли эти явления «бо-лезнями роста», но от этого они не становились менее опасными по своим возможным последствиям. Например, тот же телефон. И количество телефонов (35,6 тыс. номеров), и качество связи оставались весьма невысокими. Между тем, общество вступало в ту фазу своего развития, которую тогдашние социологи характеризовали, как период смены стандартов жизни, качественного изменения запросов в массовом потреблении. Квартирный телефон должен стать нормой, а не исключением.

Можно вспомнить еще и о том, что это было время «косыгинских пятилеток», когда активно внедрялись новые, эффективные на том этапе формы хозяйствования. Постановление Совмина от 15 октября 1966 года «О строительстве сооружений связи…» называли тогда поворотным для всей от-расли. Во всяком случае, так его восприняли новосибирские связисты. Строительство на основе доле-вого участия заинтересованных министерств и ведомств — это был тот путь, который при правильной организации дела мог бы решить многие проблемы. Да, телефон нужен всем. Но финансировать строительство новой АТС, хотя бы и в порядке долевого участия, предприятиям не очень-то хотелось. Требовалась громадная организационная работа, потребовался личный контроль со стороны предсе-дателя горисполкома И.П. Севастьянова, весь его авторитет, чтобы дело сдвинулось с места.

Автозал на центральном телефонном узле
Автозал на центральном телефонном узле

Постепенно все «срасталось»: финансы, лимиты на материалы, планы для строительных орга-низаций. Помогли городские власти и со строительством производственной базы, которое НГТС вела, как тогда это называли — «за счет собственных средств развития». На практике это означало пример-но следующее: строить не благодаря плановой экономике, а вопреки. Руководство управления прояв-ляло чудеса особой — «социалистической» — предприимчивости: где в плановом порядке, а где и под видом капитального ремонта или так называемым «хозспособом» обеспечивало связистов облас-ти новыми площадями. За свою долгую историю, например, Дом связи несколько раз менял свой об-лик: появлялись новые этажи и пристройки. В 1972 году завершается строительство производствен-ной базы — громадного сооружения площадью 4000 кв. метров, включавшего в себя склады, мастер-ские, гаражи, эстакаду.

В начале семидесятых многие тысячи новосибирцев стали счастливыми обладателями домаш-него телефона. Начала приносить плоды запланированная программа ввода новых мощностей. Введе-ны в строй АТС-43 на улице Степной, АТС-42 на Затулинке, АТС-24 на улице Крылова, АТС-67 на Гусинобродском жилмассиве, АТС-46 на улице Новогодней. 46-я станция на 10 тысяч номеров была первой в городе (и за Уралом) координатной АТС. Она открывала дорогу следующему поколению телефонной техники.

До этого, еще в середине шестидесятых АТС располагались на первых этажах жилых зданий. Это приводило ко многим неудобствам и, даже, к авариям. При работе декадно-шагового оборудова-ния неизбежен шум. Кроме того, для подзарядки аккумуляторов на случай отключения электроэнер-гии при станции полагалось иметь передвижную дизельную электростанцию, которая также вызывала недовольство жильцов сильным шумом и выхлопными газами. Теснота, низкие потолки, отсутствие достаточной вентиляции в автоматных залах, жара выше 30 градусов — в таких условиях приходи-лось трудиться персоналу АТС. Нерадивые жильцы сверху вполне могли затопить первый этаж, и од-нажды такой случай привел к пожару, возникшему из-за попадания воды на аппаратуру высокочас-тотного уплотнения. Новые АТС, размещенные в отдельных зданиях, не только намного улучшили условия работы, но и во многом способствовали дальнейшим шагам по качественному улучшению связи в городе.

По уровню механизации и автоматизации почтовая связь долгие годы была наиболее отсталым участком отрасли. Назрела необходимость в более широкой, продуманной программе оптимизации производственных процессов. Этими вопросами стали заниматься созданные в те годы производст-венно-техническая лаборатория и нормативно-исследовательская группа. Скоро в отделениях связи появляются погрузочно-разгрузочные транспортеры, приспособления по резке бумаги, устанавлива-ются сотни почтовых ящиков с механизированной очисткой. Начинают внедряться новые подъемни-ки, штемпелевальные и маркировальные машины. Чтобы решить проблему неподъемных почтальон-ских сумок, в 1959 году было установлено 122 опорных пункта на доставочных участках. На подвозке почты к опорным пунктам для почтальонов стал использоваться наемный транспорт. Эти мероприя-тия сочетались с материальным стимулированием: для почтальонов была введена сдельная оплата труда и дополнительная оплата за закрытие смежных, так называемых открытых участков, которые из-за болезни или некомплекта штата некому было обслуживать. Новая форма оплаты труда почталь-онов помогла намного сократить текучесть кадров в отделениях.

В предпраздничные и праздничные дни поздравительные телеграммы стали приниматься в ма-газинах, общежитиях, кинотеатрах, в крупных организациях и, даже, в подъездах и электричках. Для их приема привлекались студенты, школьники, но, в основном — работники отделений связи и поч-тамта после отработанных смен. С этой же целью задействованы были более сотни передвижных касс по приему телеграмм. Немаловажную роль имела и агитационно-разъяснительная работа. Проводи-лись «Недели письма», усиливалась реклама по радио, телевидению, в печати. Населению рассыла-лись листовки с указанием номера городского отделения связи, которое доставляет им почту. А за счет доходов от дополнительных услуг для отделений связи приобретались столы, стулья и даже мо-тороллеры.

Раскладка почты в опорный шкаф
Раскладка почты в опорный шкаф

В 1968 году состоялся переход на новую систему планирования и экономического стимулиро-вания. Это была наиболее прогрессивная в то время форма ведения хозяйства: повышалась матери-альная заинтересованность в конечных результатах работы, дополнительная прибыль использовалась для образования фондов стимулирования.

Новосибирский почтамт один из первых в стране закончил переход на моторизированную дос-тавку почты, обеспечил раннюю доставку пяти основных центральных и двух областных газет общим разовым тиражом 161,5 тысячи экземпляров.

Для ознакомления с подобным опытом работы в Новосибирский почтамт в те годы приезжали гости со всех концов страны. Побывали делегации из Свердловска, Томска, Перми, Кирова, Барнаула, Омска, Кемерово, Киева, Иркутска, Алма-Аты, Горького, Кишинева. Это доказывало, что направле-ние выбрано правильно: механизация обработки, оптимизация доставки почты, материальное и мо-ральное стимулирование, широкая реклама дополнительных услуг. И, конечно, строительство и ре-конструкция новых отделений связи. Уже в конце шестидесятых для предприятий почтамта стали обыденным делом автоматы и полуавтоматы по продаже открыток и знаков почтовой оплаты, элек-тросургучницы, электромагнитные штемпелевальные аппараты, обеспыливающие столы, транспорте-ры с выдвижными секциями, люковые окна с тепловой завесой, автоматы для размена монет и тому подобные средства для облегчения и улучшения работы. В 1973 году началось внедрение автоматизи-рованных пунктов связи. Первыми автоматизированными пунктами связи стали 112 и 122 отделения, в которых были установлены все имеющиеся к тому времени автоматы, в том числе — установки ав-томатической выдачи посылок.

Почта пришла
Почта пришла

В 1960-м году заканчивается строительство нового здания ОПП — отделения перевозки почт по железным дорогам. Предприятию, ставшему к тому времени главным магистральным узлом почтовой связи страны, требовалось максимально возможное количество производственных площадей для об-работки с каждым днем увеличивающегося объема почты. В новом здании проектом была предусмот-рена обработка посылок в подвале, на первом и втором этажах; на третьем этаже — обработка пись-менной корреспонденции. На 4-м этаже — административные службы, на 5-м — бюро контроля пере-водов, гостиница и Красный уголок. Обмен с городскими автомашинами — с восточной стороны зда-ния. Но скоро такое размещение перестало удовлетворять потребности предприятия. Начинался пери-од освоения новой технологии и оборудования, а значит, надо было совершенствовать и менять раз-мещение рабочих мест. Пришлось значительно скорректировать проект. Отделение перевозки почт стало выполнять не только функции магистрального узла почтовой связи, но и функции городского узла почтовой связи, которое само отправляло почту в отделения связи и забирало ее непосредственно из отделений связи города. Круг задач, возложенных на ОПП, значительно расширился, и оно вскоре переименовывается в прижелезнодорожный почтамт (ПДЖП).

В 1965 году, в связи с резко возросшими объемами почтового груза, участок по обработке авиа-почты при Толмачевском аэропорте тоже преобразуется в самостоятельное предприятие — АОПП.

Немаловажным фактором дальнейшего развития связи в области стало создание в Новосибир-ске по инициативе управления связи проектного института «Гипросвязь» и специализированного строительного треста «Связьстрой». А для поддержания высокого уровня знаний и квалификации ра-ботников большое значение имела собственная учебно-курсовая база, которая начала успешно рабо-тать при областном управлении с 1967 года. Впоследствии она была преобразована в учебно-коммерческий центр подготовки кадров.

В целом же развитие почтовой отрасли в Новосибирске в эти годы характеризовалось долго-временным интенсивным ростом. Несмотря на недостаток капвложений, руководству, специалистам и рядовым работникам почтовых предприятий удавалось успешно справляться с намеченными планами и полноценно удовлетворять потребности населения в почтовой связи. Это удавалось сделать в ос-новном за счет смелых инженерных и организационных новаций и тесного сотрудничества с отрасле-вой наукой. По большинству качественных показателей новосибирцы в эти годы входили в число пе-редовых коллективов связи страны.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты