I.7.6.Новые ориентиры — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
Строка 32: Строка 32:
  
 
Гораздо лучше обстояли дела с уровнем и темпами развития междугородной телефонии. Так, если в 1945 году состоялось 300000 разговоров по имеющимся 47 оконечным каналам, то в 1961 году количество междугородных разговоров превысило миллион. Появились новые линии междугородней связи. В 1946 году завершаются работы по подвеске цепи на участке Рубцовск — Алма-Ата. На этой линии была смонтирована и задействована трехканальная аппаратура американской фирмы «Вестерн Электрик», что позволило Новосибирску впервые получить телефонную связь с городами Средней Азии.
 
Гораздо лучше обстояли дела с уровнем и темпами развития междугородной телефонии. Так, если в 1945 году состоялось 300000 разговоров по имеющимся 47 оконечным каналам, то в 1961 году количество междугородных разговоров превысило миллион. Появились новые линии междугородней связи. В 1946 году завершаются работы по подвеске цепи на участке Рубцовск — Алма-Ата. На этой линии была смонтирована и задействована трехканальная аппаратура американской фирмы «Вестерн Электрик», что позволило Новосибирску впервые получить телефонную связь с городами Средней Азии.
 +
 +
 +
----
 +
 +
[[I.4.26.От века к веку|Пред. стр.]] | [[I.4.ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ СИБИРИ (Западно-Сибирская железная дорога)|Содержание]] | [[I.5.1.«Встречь солнца» плыли по рекам|След. стр.]]

Версия 20:16, 9 января 2013

В первые послевоенные годы связисты столкнулись с новыми трудностями. Предстояло не только восстановить довоенную сеть предприятий связи, но и расширить ее. Значительно вырос за прошедшие годы объем почтовых отправлений, поскольку намного увеличилось население города, росла востребованность услуг связи. Связь же за годы войны во многих отношениях была доведена до критического состояния — сказались неимоверные нагрузки военных лет, изношенность оборудова-ния, нехватка буквально всего и вся. По-прежнему оставалась нерешенной проблема квалифициро-ванных кадров. Все это неизбежно сказывалось на качестве работы связистов. На областном активе итоги работы за 1945 год были оценены как неудовлетворительные. Много необменов и утрат почто-вых отправлений, замедление телеграмм на передаче, нарастающее количество повреждений и про-должительности времени их устранения. Через семинары и кружки техучебы за весь 1945 год подго-товлено всего 7 почтовых агентов и 2 сортировщика. Надо было принимать срочные меры, приводить связь в соответствие с уровнем намеченных страной планов. В эти годы страна не только поднималась из руин, но и решала многотрудные задачи строительства новых заводов, новых путей сообщения, новых городов и, даже, новых отраслей промышленности. Нагрузки на связь стремительно росли.

В своих первых послевоенных планах новосибирские связисты наметили работы по увеличению сети отделений, расширению емкости ГТС, увеличению мощности радиоузлов, работы по прокладке кабелей в городе и райцентрах. Предстояло заменить огромный объем обветшалых проводов. К сожа-лению, как всегда, централизованные поставки необходимых для реконструкции материалов сильно отставали от потребности. Обучение же кадров затруднялось из-за недостатка литературы: правил эксплуатации, инструкций. На весь почтамт, например, имелось всего 6 экземпляров книг «почтовой эксплуатации», а почтовые правила появились значительно позже. Все эти проблемы были очень по-хожи на те, что существовали и в 1920-е годы: кадры, материалы, методическая и нормативная лите-ратура.

Кадровую проблему во многом мог бы помочь разрешить жилищный вопрос. Жилья катастро-фически не хватало. А то, которое имелось в наличии, было, в основном, дореволюционной построй-ки, находилось в ветхом, не подлежащем ремонту состоянии. Управление связи поставило вопрос о строительстве в 1946—1947 годах жилого дома, а также выделении средств на ремонт жилья. Но все эти просьбы остались неудовлетворенными.

В общем, положение связи в городе в первые послевоенные годы можно было назвать тупико-вым. Выбираться из этого тупика следовало как можно быстрее.

В 1946 году вводятся новые нормативы частоты обмена и доставки почты, новые, более жесткие контрольные сроки обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений, внедряется новая систе-ма контроля над сроками прохождения письменной корреспонденции и печати. Перед почтовиками ставится задача — всю печать, поступившую в предприятия связи до 15 часов 30 минут, доставлять в этот же день.

К концу первой послевоенной пятилетки скорость продвижения почты достигла довоенного уровня. В условиях нехватки кадров, слабой механизации производственных процессов, это было важным достижением. И это при том, что объемы работы почтамта постоянно увеличивались.

В 1947 году центральные газеты «Правду» и «Известия» стали печатать в Новосибирске. Сроки доставки газет подписчикам сразу намного сократились.

Отдел доставки телеграмм. 1947 г.
Отдел доставки телеграмм. 1947 г.

Постепенно, шаг за шагом начинался процесс модернизации оборудования на телеграфе. Пер-вые, давно устаревшие телеграфные аппараты снимались с эксплуатации, заменялись более совер-шенными. Так, в 1946 году установленные на городских связях аппараты Тремль заменяются на аппа-раты отечественного производства СТ-35. В этом же году были получены первые буквопечатающие рулонные телеграфные аппараты «Телетайп». К 1952 году на них уже работали все радиосвязи. В 1947 году на телеграфе устанавливается шнуровая станция абонентского телеграфа. Просуществовала она, впрочем, недолго. В 1959 году вместо нее была смонтирована и сдана в эксплуатацию первая в Сибири автоматическая станция абонентского телеграфа АТА-50. С ее пуском учреждения Новоси-бирска и других городов Сибири получили возможность путем набора номера, присвоенного абонен-ту, получить немедленное соединение со всеми областными центрами.

К середине 1950-х обмен телеграмм достиг 63-х тысяч в сутки. Это в среднем. В предпразднич-ные дни нагрузка в несколько раз превышала обычную. Все работники цехов и отделов сутками не уходили с рабочих мест. Пришлось всерьез задуматься, как увеличить производительность труда.

В 1959 году коллектив Новосибирского телеграфа одним из первых в стране подхватил начина-ние ленинградцев — перевести связи СТ-35 на работу без контроля передачи. Это позволило высво-бодить до 40 процентов телеграфных аппаратов и соответствующую производственную площадь.

По мере автоматизации приема и передачи телеграмм система с отрывом и транспортировкой ленты, действовавшая на внутренних этапах обработки, становилась серьезным сдерживающим фак-тором и значительно уменьшала скорость продвижения телеграмм. Для автоматизации внутреннего этапа обработки телеграмм в 1962 году на Новосибирском телеграфе монтируется и сдается в экс-плуатацию система с кодовой коммуникацией «ЛИМАН». Внедрение этой системы позволило увели-чить обмен в 1,8 раза, сократить штат на 200 человек, увеличить производительность труда вдвое.

Общий вид аппаратной БОДО. 1955 г.
Общий вид аппаратной БОДО. 1955 г.

В первые послевоенные годы в стране начинается производство автоматических телефонных станций нового поколения — декадно-шаговых. Но прежние, механические станции служили еще очень долго. В Новосибирске существующая центральная АТС была расширена до 9300 номеров, но при этом оставалась единственной в городе почти с миллионным населением еще без малого тридцать лет.

Помимо постоянной нехватки емкости перед Новосибирской городской телефонной сетью стояла еще одна очень серьезная проблема — большая разбросанность застройки. Заводы, грузовые железнодорожные станции, аэропорт Толмачево, ОбьГЭС, СО Академии наук быстро обрастали жи-лыми массивами. И все это был Новосибирск. Расстояния в 7-10 километров критичны для городских телефонных кабелей. Слышимость и надежность связи в этом случае резко падает. Работникам Ново-сибирской городской телефонной станции приходилось для связи с такими районами, как Академго-родок, использовать аппаратуру междугородной и сельской связи, что, впрочем, тоже не вполне ре-шало проблему из-за малого количества каналов. Только после внедрения новой аппаратуры уплотне-ния и прокладки высокочастотных кабелей удалось добиться качественной связи на больших расстоя-ниях.

Общий дефицит телефонных номеров приводил к тому, что каждое более-менее крупное пред-приятие стремилось в те годы иметь собственную телефонную станцию. В городе сложилась доволь-но парадоксальная ситуация — емкость ведомственных станций превышала емкость городских теле-фонных станций в полтора раза. При этом производственно-учрежденческие АТС, конечно, не всегда рационально использовались. Вышло постановление правительства о передаче таких станций в веде-ние Министерства связи. В масштабах Новосибирска это означало, что без серьезных затрат в городе добавилось бы несколько тысяч номеров. Но ведомства вовсе не стремились выполнять это постанов-ление. Желание иметь «свою телефонию», пусть даже это всего лишь ручной коммутатор, брало верх над государственными интересами. Причины этого были, конечно же, далеко не производственные. Вот что пишет в своих воспоминаниях Г.П. Абаимов, один из самых компетентных и заслуженных работников НГТС: «В отличие от автоматической телефонной станции, приборам которой безразлич-но, кто набирает номер, телефонистка имела возможность приоритетного обслуживания властей пре-держащих, чем последние беззастенчиво пользовались».

Гораздо лучше обстояли дела с уровнем и темпами развития междугородной телефонии. Так, если в 1945 году состоялось 300000 разговоров по имеющимся 47 оконечным каналам, то в 1961 году количество междугородных разговоров превысило миллион. Появились новые линии междугородней связи. В 1946 году завершаются работы по подвеске цепи на участке Рубцовск — Алма-Ата. На этой линии была смонтирована и задействована трехканальная аппаратура американской фирмы «Вестерн Электрик», что позволило Новосибирску впервые получить телефонную связь с городами Средней Азии.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты