I.7.4.«Обеспечить связью нужды индустриализации!»

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Курс на индустриализацию страны с объективной неизбежностью требовал от отраслей связи резкого и качественного подъема. Росло число работников связи, менялся их состав, шло техническое оснащение. И все-таки за гигантскими темпами индустриализации связь пока не успевала. В мае 1931 года бюро Западно-Сибирского крайкома партии принимает постановление, в котором говорится об отставании связи, «тормозящем оперативное руководство преобразованием хозяйств». Отмечалось, что ассигнования на капстроительство связи резко отстают от потребностей. Давала о себе знать устойчивая тенденция, которую полностью так и не удалось преодолеть даже десятилетия спустя. Связь считали второстепенной отраслью, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом все продолжали требовать надежную качественную связь.

Анализируя причины серьезных недоработок, краевое управление связи не пряталось за объективные трудности — такие, как слабое снабжение распределяемыми централизованно материалами (проволока, радиоаппаратура, оборудование для телеграфа и телефона), как недостаточность финансовых средств, отпускаемых на ремонт и снабжение даже самым необходимым — мешками, сумками почтальонов и т.п. Прежде всего, выявлялись внутренние причины слабой работы: «невысокая техническая грамотность как рядового персонала, так и руководящих работников; неудовлетворительная организация труда; недостаточное внедрение поощрительной оплаты». Соответственно определялись и задачи: тщательный подбор и обучение кадров, усиление контроля и проверки исполнения, внедрение передовых методов организации и оплаты труда.

В начале 1930-х в Новосибирске открылись ФЗУ и техникум связи. В техникуме были телефонное, телеграфное, радиоотделения и рабфак. Но скорой отдачи и решения насущных проблем в ближайшее время от них ждать не приходилось. Поэтому на местах создавались кружки технической учебы, все работники регулярно обязаны были сдавать техминимум.

Первого октября 1931 года открывается Новосибирский почтамт. К этому времени в городе работали отдел доставки и семь отделений связи: Привокзальное, Октябрьское, Ипподромское, Фабричное, на станции Иня, на заводе горного оборудования (завод им. Чкалова) и заводе «Сибкомбайн» («Сибсельмаш»). Кроме того, в Новосибирске действовало ЖДО — отделение перевозки почт по железной дороге. В этот период здесь обслуживались маршруты почтовых вагонов Новосибирск—Семипалатинск, Новосибирск—Свердловск, Новосибирск—Кемерово. Но основным видом транспорта в почтовых перевозках внутри области, наряду с железнодорожным, по-прежнему оставался гуже-вой — лошади и даже быки. Труд почтальонов был почти стопроцентно ручным. Работа по внедрению средств механизации еще только начиналась.

Коллектив станции. 1931-1932гг.
Коллектив станции. 1931-1932гг.

Большое влияние на дальнейшую судьбу почты оказало Постановление СНК СССР от 23 мая 1936 года «Об улучшении низовой почтовой связи». Предусматривалось открыть к 1 сентября 1936 года десять тыс. сельских отделений связи с полным объемом всех почтовых операций. Райсполкомам рекомендовалось безвозмездно предоставлять для почтовых отделений пригодные помещения с квартирами при них для начальников отделений связи. Этим же постановлением предлагалось расширить функции почтовых агентств, возложив на них прием и выдачу простой и заказной корреспонденции, посылок без объявленной ценности, прием подписки на газеты и журналы.

К концу 1930-х на первый план в работе почтовиков выходят вопросы качества. В 1939 году были введены единые нормативы частоты движения и доставки почты, выемки писем из почтовых ящиков, а также контрольные сроки обработки корреспонденции и печати. В 1940 году организована служба эксплуатационного контроля, сыгравшая большую роль в улучшении качества обработки всех видов почты.

Большие изменения происходили в эти годы и в телеграфной связи. В 1931 году телеграф выделяется из почтово-телеграфной конторы в самостоятельное предприятие. К этому времени через Новосибирский городской телеграф в сутки проходило до 9000 телеграмм. Он превращается в крупный транзитный узел.

В 1936 году открыта первая на востоке страны фототелеграфная связь Москва—Новосибирск. Проводились опытные передачи газет «Известия» и «Правда» с помощью телеграфного аппарата ЗФТ-А4. А 14 июня 1940 года в газете «Советская Сибирь» новосибирцы прочитали следующее со-общение: «На днях вступила в эксплуатацию фототелеграфная линия Новосибирск—Иркутск. Таким образом, Новосибирск в настоящее время имеет фототелеграфную связь с четырьмя городами — Москвой, Свердловском, Челябинском и Иркутском. Фототелеграфная аппаратура с каждым годом совершенствуется. Если в 1939 году фототелеграммы принимались написанные только черной тушью и чернилами, то теперь их можно также писать фиолетовыми, синими и красными чернилами. Научная мысль инженерно-технических работников направлена сейчас на изобретение цветной фотографии. В Москве в этой области проводятся опыты, уже давшие некоторые достижения».

Быстрый рост молодого Новосибирска, усиление его административного влияния в крае привели к резкому увеличению в городе совучреждений, заводов, фирм и строительных площадок. Их тре-бовалось обеспечить надежной телефонной связью. Это была нелегкая задача. Оборудование — устаревшее, изношенное. Где-то телефоны приходилось снимать, где-то устанавливать. Отсутствие средств и новой техники долго не давало возможности приступить к главному — ремонту и реконструкции линий. В 1926 году в Новосибирске насчитывалось уже 878 абонентов. Это было больше, чем до революции, но намного меньше, чем требовалось. Не в последнюю очередь именно поэтому ново-сибирские связисты одними из первых в стране задумались о переходе на автоматическую телефонную связь. Вчерашним днем оставались и воздушные линии, надо было начинать прокладку линий под землей в специальной бетонной канализации.

Во времена НЭПа советская страна закупала оборудование у многих западных фирм. Шведская компания «Эриксон» построила в 1929 году первую в СССР автоматическую телефонную станцию в Ростове-на-Дону. Такую же АТС в мае 1931 года запустили в эксплуатацию в Новосибирске. Это был настоящий прорыв! Емкость АТС-2 составляла 3000 номеров. Возросло качество связи. Но Новосибирск стремительно опережал и эти возможности. Население его в 1931 году составляло 180 тысяч человек, а в конце 30-х — более четырехсот тысяч. Кроме того, в этот период он становится настоя-щей региональной столицей: здесь находились штаб СибВО, управления железной дороги, гражданской авиации и пароходства, руководящий аппарат СибЛАГа и т.д. В тридцать пятом первую и единственную пока новосибирскую АТС расширяют еще на 2,5 тысячи номеров. Но этого оказалось явно недостаточно, и в третью пятилетку (1938—1942 гг.) предполагалось количество телефонов в городе намного увеличить.

Группа связистов у двукратного аппарата Бодо. 1939г.
Группа связистов у двукратного аппарата Бодо. 1939г.
Техник у контрольно-испытательного стола. 1935г.
Техник у контрольно-испытательного стола. 1935г.

Значительные изменения происходят в эти годы и в междугородной телефонной связи. Это на-правление связи работало, прежде всего, на государственные цели, являясь инструментом оперативного управления и контроля. Новосибирску в этой схеме отводилась центральная роль. Это был крупнейший во всех отношениях стратегический пункт, поскольку именно через него проходили все транспортные артерии, коммутировалось до 90 процентов всех транзитных междугородных разговоров — на восток, на север, на юг и, конечно, на запад — к Москве. Летом 1932 года НМТС выделяется в самостоятельное предприятие, подчиненное краевому управлению связи. Устанавливается первый телефонный промежуточный усилитель (ТПУ) на связи Москва—Свердловск—Новосибирск—Сталинск. Впервые появляется телефонная связь с Москвой по каналу низкой частоты. В 1933 году организована первая высокочастотная телефонная связь со Сталинском. В 1935 — 1936 гг. началось строительство линейных и гражданских сооружений магистрали Москва—Хабаровск. После ее пуска в 1939 году устанавливается связь Новосибирска с Красноярском, Иркутском, Читой, Улан-Удэ, Хабаровском и Владивостоком.

По-прежнему, главным участком работы новосибирских связистов остается обеспечение надежной связью органов власти. Устанавливается высокочастотная связь (ВЧ) города с высшим политическим руководством страны, Генеральным штабом Красной Армии, органами НКВД. В то время ВЧ-связь осуществлялась с помощью импортной аппаратуры и была самой качественной и надежной.

В 1924 году Сибирский Ревком рассматривает проект создания сети радиовещательных станций в Новониколаевске и окружных городах. В 1926 году в районе железнодорожной станции Алтайка (сейчас ул. Добролюбова) выходит в эфир первый радиовещательный передатчик РВ-6 мощностью 4 кВт. Открывая передачу, диктор объявил: «Слушайте, слушайте! Говорит первая Сибирская широко-вещательная радиостанция».

За период первой пятилетки — в 1928—1932 гг. — в стране планировалось ввести в действие четыре радиовещательных передатчика мощностью по 100 кВт — в Москве, в Ленинграде и в Новосибирске. В начале 1930-х под Новосибирском начинается строительство передающей радиостанции №1, где в конце 1932 года вступает в строй радиовещательный передатчик запланированной мощности, получивший позывной «РВ-76».

С началом работы передатчика заметно оживилась культурная и политическая жизнь Сибири. В эфир выходили ежедневные новости, велась трансляция заседаний, лекций, концертов. В годы Вели-кой Отечественной войны по радио впервые зазвучала песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой!»



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты