I.7.4.«Обеспечить связью нужды индустриализации!»

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 19:59, 9 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Курс на индустриализацию страны с объективной неизбежностью требовал от отраслей связи резкого и качественного подъема. Росло число работников связи, менялся их состав, шло техническое оснащение. И все-таки за гигантскими темпами индустриализации связь пока не успевала. В мае 1931 года бюро Западно-Сибирского крайкома партии принимает постановление, в котором говорится об отставании связи, «тормозящем оперативное руководство преобразованием хозяйств». Отмечалось, что ассигнования на капстроительство связи резко отстают от потребностей. Давала о себе знать ус-тойчивая тенденция, которую полностью так и не удалось преодолеть даже десятилетия спустя. Связь считали второстепенной отраслью, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом все про-должали требовать надежную качественную связь.

Анализируя причины серьезных недоработок, краевое управление связи не пряталось за объек-тивные трудности — такие, как слабое снабжение распределяемыми централизованно материалами (проволока, радиоаппаратура, оборудование для телеграфа и телефона), как недостаточность финан-совых средств, отпускаемых на ремонт и снабжение даже самым необходимым — мешками, сумками почтальонов и т.п. Прежде всего, выявлялись внутренние причины слабой работы: «невысокая техни-ческая грамотность как рядового персонала, так и руководящих работников; неудовлетворительная организация труда; недостаточное внедрение поощрительной оплаты». Соответственно определялись и задачи: тщательный подбор и обучение кадров, усиление контроля и проверки исполнения, внедре-ние передовых методов организации и оплаты труда.

В начале 1930-х в Новосибирске открылись ФЗУ и техникум связи. В техникуме были телефон-ное, телеграфное, радиоотделения и рабфак. Но скорой отдачи и решения насущных проблем в бли-жайшее время от них ждать не приходилось. Поэтому на местах создавались кружки технической учебы, все работники регулярно обязаны были сдавать техминимум.

Первого октября 1931 года открывается Новосибирский почтамт. К этому времени в городе ра-ботали отдел доставки и семь отделений связи: Привокзальное, Октябрьское, Ипподромское, Фабрич-ное, на станции Иня, на заводе горного оборудования (завод им. Чкалова) и заводе «Сибкомбайн» («Сибсельмаш»). Кроме того, в Новосибирске действовало ЖДО — отделение перевозки почт по же-лезной дороге. В этот период здесь обслуживались маршруты почтовых вагонов Новосибирск—Семипалатинск, Новосибирск—Свердловск, Новосибирск—Кемерово. Но основным видом транспор-та в почтовых перевозках внутри области, наряду с железнодорожным, по-прежнему оставался гуже-вой — лошади и даже быки. Труд почтальонов был почти стопроцентно ручным. Работа по внедре-нию средств механизации еще только начиналась.

Большое влияние на дальнейшую судьбу почты оказало Постановление СНК СССР от 23 мая 1936 года «Об улучшении низовой почтовой связи». Предусматривалось открыть к 1 сентября 1936 года десять тыс. сельских отделений связи с полным объемом всех почтовых операций. Райсполкомам рекомендовалось безвозмездно предоставлять для почтовых отделений пригодные помещения с квар-тирами при них для начальников отделений связи. Этим же постановлением предлагалось расширить функции почтовых агентств, возложив на них прием и выдачу простой и заказной корреспонденции, посылок без объявленной ценности, прием подписки на газеты и журналы.

К концу 1930-х на первый план в работе почтовиков выходят вопросы качества. В 1939 году были введены единые нормативы частоты движения и доставки почты, выемки писем из почтовых ящиков, а также контрольные сроки обработки корреспонденции и печати. В 1940 году организована служба эксплуатационного контроля, сыгравшая большую роль в улучшении качества обработки всех видов почты.

Большие изменения происходили в эти годы и в телеграфной связи. В 1931 году телеграф выде-ляется из почтово-телеграфной конторы в самостоятельное предприятие. К этому времени через Но-восибирский городской телеграф в сутки проходило до 9000 телеграмм. Он превращается в крупный транзитный узел.

В 1936 году открыта первая на востоке страны фототелеграфная связь Москва—Новосибирск. Проводились опытные передачи газет «Известия» и «Правда» с помощью телеграфного аппарата ЗФТ-А4. А 14 июня 1940 года в газете «Советская Сибирь» новосибирцы прочитали следующее со-общение: «На днях вступила в эксплуатацию фототелеграфная линия Новосибирск—Иркутск. Таким образом, Новосибирск в настоящее время имеет фототелеграфную связь с четырьмя городами — Мо-сквой, Свердловском, Челябинском и Иркутском. Фототелеграфная аппаратура с каждым годом со-вершенствуется. Если в 1939 году фототелеграммы принимались написанные только черной тушью и чернилами, то теперь их можно также писать фиолетовыми, синими и красными чернилами. Научная мысль инженерно-технических работников направлена сейчас на изобретение цветной фотографии. В Москве в этой области проводятся опыты, уже давшие некоторые достижения».

Быстрый рост молодого Новосибирска, усиление его административного влияния в крае приве-ли к резкому увеличению в городе совучреждений, заводов, фирм и строительных площадок. Их тре-бовалось обеспечить надежной телефонной связью. Это была нелегкая задача. Оборудование — уста-ревшее, изношенное. Где-то телефоны приходилось снимать, где-то устанавливать. Отсутствие средств и новой техники долго не давало возможности приступить к главному — ремонту и реконст-рукции линий. В 1926 году в Новосибирске насчитывалось уже 878 абонентов. Это было больше, чем до революции, но намного меньше, чем требовалось. Не в последнюю очередь именно поэтому ново-сибирские связисты одними из первых в стране задумались о переходе на автоматическую телефон-ную связь. Вчерашним днем оставались и воздушные линии, надо было начинать прокладку линий под землей в специальной бетонной канализации.

Во времена НЭПа советская страна закупала оборудование у многих западных фирм. Шведская компания «Эриксон» построила в 1929 году первую в СССР автоматическую телефонную станцию в Ростове-на-Дону. Такую же АТС в мае 1931 года запустили в эксплуатацию в Новосибирске. Это был настоящий прорыв! Емкость АТС-2 составляла 3000 номеров. Возросло качество связи. Но Новоси-бирск стремительно опережал и эти возможности. Население его в 1931 году составляло 180 тысяч человек, а в конце 30-х — более четырехсот тысяч. Кроме того, в этот период он становится настоя-щей региональной столицей: здесь находились штаб СибВО, управления железной дороги, граждан-ской авиации и пароходства, руководящий аппарат СибЛАГа и т.д. В тридцать пятом первую и един-ственную пока новосибирскую АТС расширяют еще на 2,5 тысячи номеров. Но этого оказалось явно недостаточно, и в третью пятилетку (1938—1942 гг.) предполагалось количество телефонов в городе намного увеличить.

Значительные изменения происходят в эти годы и в междугородной телефонной связи. Это на-правление связи работало, прежде всего, на государственные цели, являясь инструментом оператив-ного управления и контроля. Новосибирску в этой схеме отводилась центральная роль. Это был круп-нейший во всех отношениях стратегический пункт, поскольку именно через него проходили все транспортные артерии, коммутировалось до 90 процентов всех транзитных междугородных разгово-ров — на восток, на север, на юг и, конечно, на запад — к Москве. Летом 1932 года НМТС выделяет-ся в самостоятельное предприятие, подчиненное краевому управлению связи. Устанавливается пер-вый телефонный промежуточный усилитель (ТПУ) на связи Москва—Свердловск—Новосибирск—Сталинск. Впервые появляется телефонная связь с Москвой по каналу низкой частоты. В 1933 году организована первая высокочастотная телефонная связь со Сталинском. В 1935 — 1936 гг. началось строительство линейных и гражданских сооружений магистрали Москва—Хабаровск. После ее пуска в 1939 году устанавливается связь Новосибирска с Красноярском, Иркутском, Читой, Улан-Удэ, Ха-баровском и Владивостоком.

По-прежнему, главным участком работы новосибирских связистов остается обеспечение на-дежной связью органов власти. Устанавливается высокочастотная связь (ВЧ) города с высшим поли-тическим руководством страны, Генеральным штабом Красной Армии, органами НКВД. В то время ВЧ-связь осуществлялась с помощью импортной аппаратуры и была самой качественной и надежной.

В 1924 году Сибирский Ревком рассматривает проект создания сети радиовещательных станций в Новониколаевске и окружных городах. В 1926 году в районе железнодорожной станции Алтайка (сейчас ул. Добролюбова) выходит в эфир первый радиовещательный передатчик РВ-6 мощностью 4 кВт. Открывая передачу, диктор объявил: «Слушайте, слушайте! Говорит первая Сибирская широко-вещательная радиостанция».

За период первой пятилетки — в 1928—1932 гг. — в стране планировалось ввести в действие четыре радиовещательных передатчика мощностью по 100 кВт — в Москве, в Ленинграде и в Ново-сибирске. В начале 1930-х под Новосибирском начинается строительство передающей радиостанции №1, где в конце 1932 года вступает в строй радиовещательный передатчик запланированной мощно-сти, получивший позывной «РВ-76».

С началом работы передатчика заметно оживилась культурная и политическая жизнь Сибири. В эфир выходили ежедневные новости, велась трансляция заседаний, лекций, концертов. В годы Вели-кой Отечественной войны по радио впервые зазвучала песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой!»

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты