I.6.8.Послевоенные годы — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
Строка 36: Строка 36:
 
----
 
----
  
[[I.6.7.Трудовой подвиг тыла|Пред. стр.]] | [[I.4.ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ СИБИРИ (Западно-Сибирская железная дорога)|Содержание]] | [[I.5.1.«Встречь солнца» плыли по рекам|След. стр.]]
+
[[I.6.7.Трудовой подвиг тыла|Пред. стр.]] | [[I.4.ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ СИБИРИ (Западно-Сибирская железная дорога)|Содержание]] | [[I.6.9.Начало расцвета|След. стр.]]

Версия 19:22, 9 января 2013

В июне 1945 года встал вопрос о подготовке и принятии к эксплуатации трофейного оборудования. Его установили на различные этажи размольного отделения на второй, еще не работающей, секции мельницы. Однако списки этого оборудования утеряны.

С окончанием войны в родной город стали возвращаться мужчины. На мельзавод пришли более 70 фронтовиков. Многие из них вскоре прибавили к боевым наградам мирные — за добросовестную, ударную работу.

Переход работы предприятия на мирные рельсы сопровождался организационными новациями. Так, в 1945 году впервые введена сдельная система оплаты труда, в результате чего производительность повысилась до 125 процентов. С конца того же года комбинат меняется на глазах, начинает расти, наращивать мощности.

Значительная часть перевозок в Сибири осуществлялась водным путем, причем, во многих ее районах речному транспорту принадлежала ведущая роль в перевозке грузов, в том числе и зерна. Поэтому разгрузка барж с зерном всегда оставалась для мельзавода важной задачей. Для этого от берега Оби до производственных помещений построили транспортную галерею — ее и сегодня можно увидеть, проезжая по улице Большевистской, правда, сейчас она не используется.

Для приемки зерна и отпуска его в производство мелькомбинат имел большое весовое хозяйство — более 20 весов различной грузоподъемностью. А когда вводится стопроцентное взвешивание всей отгружаемой и получаемой продукции, добавилось еще 6 весов. Интересен один из приказов того времени, который как раз касается этой темы: «Необходимо обратиться в соответствующие организации за приобретением одной тонны контрольных гирь или получения их в арендное пользование» — только для контроля точности потребовалась тонна эталонов.

Листая подшивки газет той поры, можно узнать, например, что основным тяглом на вывозке хлеба были… коровы. Только из Коченевского района на них вывезли осенью 1945 года 400 пудов зерна — почти 6,5 тонны, по сегодняшним меркам это несколько рейсов грузовика.

И еще одна особенность — хлеб хозяйства молотили с осени до весны, поскольку убирали его в основном в снопах. Отсюда и качество его, и сорность.

В 1946 году началось строительство нового склада готовой продукции. Тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: случился неурожай хлеба, в закрома мелькомбината его поступало мало, поэтому работники и переключились на обустройство основных цехов. И если раньше зерно, путешествуя по самотекам, нередко в больших количествах попадало в отходы, то после проведенных усовершенствований это стало редкостью.

В это же время провели механизацию перекрытия завальных ям и подачи зерна в сушилки. Особенно важным событием для комбината стало применение в цехах различных фильтров. Мучная пыль, долгое время досаждавшая мукомолам, исчезла из производственных помещений.

Между тем продовольственная ситуация в стране продолжалась ухудшаться — к разрушительным последствиям войны добавились природные катаклизмы. Неурожай 1946 года, охвативший большинство зерновых районов СССР, заставил правительство ввести, отмененную было, карточную систему обеспечения населения продуктами. В эти дни весь обед мукомола, или, скажем, шеретовщика состоял, как и в военные годы, из 600-грамовой пайки хлеба и стакана кипятка. В лучшем случае на ломоть хлеба намазывался тонкий слой гидрожира, который застывал в неотапливаемых цехах. Чтобы хотя бы немного согреться в лютые зимние морозы, рабочие насыпали на пол горячие отруби прямо из-под станка. Там же разогревался нехитрый обед.

Казалось бы, люди должны были в таких условиях думать только о выживании, а они думали о будущем. Именно в этом тяжелом 1946 году комбинат приступил к строительству собственного жилого дома на 80 квартир.

Два последующих года выдались также трудными. Весной 1948 года случилось наводнение, многие хлебоприемные пункты области оказались отрезанными из-за бездорожья от элеваторов, хлеб на них горел. Карательные меры против заготовителей и крестьян вновь набирали обороты, но положения они не могли изменить.

С 18 октября 1948 года, согласно циркулярному письму треста «Главмука», устанавливались следующие требования: комбинат не имеет права вырабатывать муку из зерна только одной пшеницы, если в силосах элеватора есть зерно ржи, овса или кукурузы. Но ведь переработать тот же овес не так просто: его нужно сначала обрушить, очистить, перемолоть, и лишь затем овсяную муку в определенной пропорции можно добавлять в пшеничную. В более благоприятный 1950 год на комбинате, кроме ржаного и ржано-пшеничного помолов, шел пшеничный, который составил самую большую долю.

Несмотря на то, что комбинат развивался, совершенствовался технически, улучшались условия труда и быта работников, на нем постоянно не хватало кадров и оставалась высокой текучесть. Подобная ситуация продолжалось до начала 1960-х годов, когда при среднесписочном количестве работающих в 600 человек число вновь поступающих и уволившихся составляло половину. Сказывался и тяжелый, изматывающий труд на элеваторе и на мельнице, и низкая по сравнению с другими отраслями заработная плата. Тем более что промышленность Новосибирска, пополнившаяся за годы войны эвакуированными предприятиями, бурно развивалась и требовала все новых и новых рабочих рук.

В феврале 1949 года издается приказ, в котором намечались работы по скорейшему запуску второй секции мельницы: монтаж оборудования, коммуникаций, аспирационных магистралей, трансмиссий, норий, натяжка сит и норийных лент. К строительству привлекались различные рабочие электроцеха, механики, бригада столяров и плотников. Сама мельница была обтянута брезентом, работала только первая секция, но и на ней шел не сортовой, а самый простой, обойный помол. Из-за неотлаженной системы аспирации все было в завалах продуктами переработки. Труд на мельнице, в самом центре комбината, и сейчас тяжел и опасен, но в то время — особенно. Планы, которые доводили комбинату, постоянно росли, чтобы их выполнить, коллективу приходилось экономить на плановых декадных остановках мельницы, из-за чего случались аварии.

Труд мукомолов механизировался крайне слабо. Мешки с мукой зашивали вручную, на склад их отвозили на тачках. Да и сами мешки оставались большим дефицитом, их не хватало, их попросту не возвращали на мельницу.

В приказах 1949—1950 годов отмечается неудовлетворительное состояние помещений мельницы. Из-за того, что россыпи муки и сметки с полов своевременно не убирались, на каждом из этажей размольного отделения скапливалось не менее 10-15 тонн продукции. Такое антисанитарное состояние привело к заражению мельницы личинками большого и малого хрущака. В документах того времени записано: «На пятом этаже на полу в нерабочих вейках обнаружены личинки большого хрущака. На восьмом этаже также наблюдается такая зараженность. В головках самотасок имеется не очищенная прелая мука, которая отваливается постепенно и угрожает попаданием в муку… На четвертом этаже отделения россыпи муки очень велики, последние своевременно не убираются, затаптываются ногами, в результате чего готовая продукция переводится в сметки, чем государству наносится большой ущерб».



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты