I.6.2.Истоки мукомольного дела — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «Казаки-первопроходцы, осваивавшие богатые просторы Сибири, больше всего ценили порох и …»)
 
Строка 2: Строка 2:
  
 
Снабжение населения хлебопродуктами было на государевом контроле. Во всех документах той поры при описании крупных селений особо отмечалось наличие мельниц и указывалось, сколько близлежащих сел и деревень пользуются их услугами.  
 
Снабжение населения хлебопродуктами было на государевом контроле. Во всех документах той поры при описании крупных селений особо отмечалось наличие мельниц и указывалось, сколько близлежащих сел и деревень пользуются их услугами.  
 +
 +
[[файл:melniza.jpg|thumb|alt=Мельница Н.М. Луканина работает и в наши дни|Мельница Н.М. Луканина работает и в наши дни]]
  
 
Новониколаевск, обязанный своим рождением Транссибирской железной дороге, имел и соответствующую структуру промышленности. В прошении Томского губернатора на Высочайшее имя о предоставлении поселку Новониколаевскому общественного управления по положению 1892 года приводятся данные как о количестве населения, так и об основных занятиях и социальном составе жителей в 1896 году. Тогда в нем проживали 14 тысяч человек. Среди ремесленного люда, наряду с 416 плотниками, 62 кузнецами, 26 печатниками, 20 столярами, указаны и 20 мельников. Ровесница нашего города улица Большевистская, на которой находится Мелькомбинат № 1, в начале строительства не имела названия, потому жители называли ее по-разному — Извозная, Пьяная и — Мукомольная. Здесь селилось много извозчиков и мельничных рабочих.
 
Новониколаевск, обязанный своим рождением Транссибирской железной дороге, имел и соответствующую структуру промышленности. В прошении Томского губернатора на Высочайшее имя о предоставлении поселку Новониколаевскому общественного управления по положению 1892 года приводятся данные как о количестве населения, так и об основных занятиях и социальном составе жителей в 1896 году. Тогда в нем проживали 14 тысяч человек. Среди ремесленного люда, наряду с 416 плотниками, 62 кузнецами, 26 печатниками, 20 столярами, указаны и 20 мельников. Ровесница нашего города улица Большевистская, на которой находится Мелькомбинат № 1, в начале строительства не имела названия, потому жители называли ее по-разному — Извозная, Пьяная и — Мукомольная. Здесь селилось много извозчиков и мельничных рабочих.
Строка 44: Строка 46:
  
 
В годы Первой мировой войны из нашего города мука доставлялась и по военным направлениям — прежде всего на запад, затем — на Дальний Восток и в Восточную Сибирь. Значение Новониколаевска как транспортного узла возросло с открытием в 1915 году Алтайской, а в 1916 году — Кулундинской и Кольчужинской железнодорожных веток.
 
В годы Первой мировой войны из нашего города мука доставлялась и по военным направлениям — прежде всего на запад, затем — на Дальний Восток и в Восточную Сибирь. Значение Новониколаевска как транспортного узла возросло с открытием в 1915 году Алтайской, а в 1916 году — Кулундинской и Кольчужинской железнодорожных веток.
 +
 +
[[файл:melkomb.jpg|thumb|alt=Современный вид Алтайской компании мелькомбината №2|Современный вид Алтайской компании мелькомбината №2]]
  
 
В этот период мукомолье сохранило свою ведущую роль в промышленном потенциале города, производя примерно три четверти всей продукции. Здесь действовали «Новониколаевское мукомольное товарищество», «Южно-Алтайская мукомольная компания», товарищества «Лобастов и Корольков», «Беляков, Коротков, Копылов и Ко», «Чернышов и С-я», мельницы И. Луканина и Белогорлова. Мукомолы занимали прочные позиции в городском самоуправлении. В 1914 году шесть из девяти членов биржевого комитета представляли мукомольные фирмы.
 
В этот период мукомолье сохранило свою ведущую роль в промышленном потенциале города, производя примерно три четверти всей продукции. Здесь действовали «Новониколаевское мукомольное товарищество», «Южно-Алтайская мукомольная компания», товарищества «Лобастов и Корольков», «Беляков, Коротков, Копылов и Ко», «Чернышов и С-я», мельницы И. Луканина и Белогорлова. Мукомолы занимали прочные позиции в городском самоуправлении. В 1914 году шесть из девяти членов биржевого комитета представляли мукомольные фирмы.

Версия 19:08, 9 января 2013

Казаки-первопроходцы, осваивавшие богатые просторы Сибири, больше всего ценили порох и хлеб. Хлеб дорого ценился потому, что до прихода русских хлебопашество в Сибири не было развито. Да и потом, когда уже русские стали здесь закрепляться, строить остроги, хлеб доставлялся из-за Урала, из «Расеи». Для того, исправить положение в 1596 году по специальному царскому Указу в Сибирь были направлены мастера по строительству мельниц. От тех мастеров, поставивших первые мукомольни в Тобольске, Тюмени и Пелыме, и ведут свой род нынешние наши мельники.

Снабжение населения хлебопродуктами было на государевом контроле. Во всех документах той поры при описании крупных селений особо отмечалось наличие мельниц и указывалось, сколько близлежащих сел и деревень пользуются их услугами.

Мельница Н.М. Луканина работает и в наши дни
Мельница Н.М. Луканина работает и в наши дни

Новониколаевск, обязанный своим рождением Транссибирской железной дороге, имел и соответствующую структуру промышленности. В прошении Томского губернатора на Высочайшее имя о предоставлении поселку Новониколаевскому общественного управления по положению 1892 года приводятся данные как о количестве населения, так и об основных занятиях и социальном составе жителей в 1896 году. Тогда в нем проживали 14 тысяч человек. Среди ремесленного люда, наряду с 416 плотниками, 62 кузнецами, 26 печатниками, 20 столярами, указаны и 20 мельников. Ровесница нашего города улица Большевистская, на которой находится Мелькомбинат № 1, в начале строительства не имела названия, потому жители называли ее по-разному — Извозная, Пьяная и — Мукомольная. Здесь селилось много извозчиков и мельничных рабочих.

Еще в начале двадцатого века Новониколаевск был известен среди мукомолов Сибири своими паровыми вальцовыми мельницами, которые открылись в период с 1900 по 1906 годы, Всего их за этот короткий период построено шесть — это мельницы Жернова, Туркина, Луканина, компании «Сибирский мукомол» и другие.

Крупнейшей мукомольной фабрикой в Томской губернии, да и вообще в Западной Сибири, была мельница «Алтайской промышленной фабричной компании», построенная в Новониколаевске на паях купцами Н.А. Туркиным, К.В. Туркиным, И.В. Кулаевым, М.Б. Бликоновым и И.Ф. Дьяковым. Начало дела положено в 1902 году, когда компаньоны собрали капитал в полмиллиона рублей, а уже в 1905 году мельница стала давать продукцию.

Эта паровая вальцовая мельница, располагалась в трехэтажном деревянном здании в районе пароходной пристани (ныне это улица Фабричная). При ее оснащении были использованы новшества, ранее нигде в России не применявшиеся: она работала на трех импортных паровых двигателях мощностью 939 л.с., (топливом служил каменный уголь), которые являлись не только двигателями, но и электрогенераторами — помещения мельницы освещались электричеством. Но вот вальцовые станки использовались отечественные, коломенские. Производительность этой мельницы составляла 7-8 тысяч пудов в сутки (112-128 тонн) сортовой муки.

Работа велась круглосуточно, в три смены. Работникам предоставлялись два выходных в месяц и два дня на Рождество.

В 1913 году на мельнице началось строительство элеватора, а в 1914 году к ней была проложена первая железнодорожная ветка. До этого на доставке зерна и муки использовался гужевой транспорт, который ежесуточно выполнял на подводах до пятисот рейсов. Кстати, эта мельница претерпела за свою долгую историю множество реконструкций и модернизаций, проработав до 1970 года.

В том же 1902 году знаменитый купец И.М. Луканин совместно с компаньонами начал строительство еще более современной и производительной мельницы в том же районе водной пристани. В отличие от соседней она располагалась уже в кирпичном пятиэтажном здании и была рассчитана на выработку 10 тысяч пудов муки в сутки (160 тонн). Машины на этой мельнице располагались поэтажно, зерно по конвейеру поднималось наверх, а на первом этаже заказчики получали уже готовую муку.

Эта мельница в советские годы переименовывается в Мельзавод № 2, а в 1957 году объединяется с мельницей Туркина (в то время — Мельзавод № 3-4). Именно это предприятие и стало базой нынешнего Мелькомбината № 2. Пережив не одну модернизацию, луканинская мельница благополучно дожила до наших дней, продолжая кормить новосибирцев. Вот почему в рекламных изданиях Мелькомбината № 2 сегодня используется образ знаменитого предпринимателя, одного из основателей мукомольной промышленности — Ивана Михайловича Луканина.

И.М. Луканин был в Новониколаевске фигурой значительной: на сходе жителей его дважды избирали в делегацию для передачи царю ходатайств о предоставлении поселку Новониколаевский статуса города и выкупе земли для него у Кабинета Его Императорского Величества

Все эти возникшие на заре ХХ века шесть крупных мельниц в 1903 году объединяются в Новониколаевское крупчато-мукомольное товарищество и в Южно-Алтайскую мукомольную компанию (1906 год).

Так Новониколаевск стал центром сибирской мукомольной промышленности. В 1905 году здесь работало 4 паровых и 11 водяных мельниц. Продолжали строиться новые, совершенствовались имевшиеся. Причем, в отличие от родственных предприятий остальной России, новосибирские, более молодые, сразу оснащались по последнему слову техники. Американский метод поэтажного распределения машин, примененный И.М. Луканиным, для России был новшеством. Равно как и использование вальцовых станков, увеличившее выход муки. На новониколаевских мельницах в 1911—1912 годах их насчитывалось 61 — половина всех вальцовых мельниц Западной Сибири.

Мукомольные предприятия нового города выпускали семь сортов муки: крупчатку, манку, сеянку, первач и другие. В ноябре 1907 года за высокое качество муки Новониколаевское мукомольное товарищество получило Большую Золотую медаль и Почетный Крест Брюссельской международной выставки. А на Ростовской сельскохозяйственной выставке — Золотую медаль. Фирма И.М. Луканина получила на Омской торгово-промышленной и сельскохозяйственной выставке Большую Серебряную медаль.

В предисловии к «Справочнику по Новониколаевску», написанному Н.П. Литвиновым в 1912 году, сказано:

«Каменные массивы домов, вышки каланчей, колоколен и дымящихся заводских труб, с оживленным движением на улицах, напоминающими издали большой и оживленный муравейник, — все это заставляет нас забывать, в какой короткий период времени развернулась вся эта картина, что еще 17 лет назад на том берегу, где в настоящее время курятся гигантские мельничные трубы, стоял одинокий пятнистый домик, а там, где речка Каменка при устье делает излучину и прямо бежит на соединение с Обью, там стояла полуразвалившаяся мельница — прародительница существующих чудо-мельниц». Вот какими удивительными темпами развивалась мукомольная промышленность молодого города на Транссибирской магистрали! — за неполные два десятка лет водяную мельницу заменили паровые гиганты.

Благодаря развитию мукомолья, в молодом городе развивались и другие отрасли, основанные на переработке хлеба. Именно в силу развития мельничного дела 23 мая 1902 года началось строительство сухарного завода для нужд армии. Он вступил в строй 27 ноября 1903 года, его производительность составляла 1 млн пудов в год. Об этом заводе нынешним новосибирцам напоминают названия улиц — Вторая и Третья Сухарные, которые появились на месте просек, прорубленных в бору для отправки сухарей речным путем.

В городе действовали также два пивоваренных завода, средних по размерам производства, достаточно хорошо оснащенных. В 1910 году построен солодовый завод предпринимателя В.А. Пастухова — единственный в то время в Сибири.

К 1913 году мукомольная отрасль стала в городе ведущей — она выпускала более половины всей областной продукции (в современных границах). Помимо 6 крупных механических мельниц в самом Новониколаевске работали мельницы в Бердске и Черепаново. Много мелких мельниц было и в сельской местности. Годовая производительность новониколаевских мукомолов равнялась 12 млн пудов, что составляло половину помола Томской губернии и треть — всего Западно-Сибирского края.

Между отдельными центрами мукомольной промышленности Сибири произошло распределение рынков сбыта. Если омичи, помимо обслуживания своего, одного из крупнейших потребительских центров Западной Сибири, вывозили продукцию на запад (главным образом, на Урал и в районы Приуралья, хотя доходили и до обеих столиц), то основным центром снабжения восточных рынков стал Новониколаевск (и лишь частично Томск).

В 1909 году (за год до постройки Алтайской железной дороги) через Новониколаевск прошло 480 тыс. тонн хлеба. В 1909 году грузооборот станции в Новониколаевске превысил грузооборот станции в Омске в 2 раза, томской станции — более чем в 4, красноярской — почти в 6 раз. Объем грузов, проходящих через станцию Обь, составил в 1913 году 11,3 процента грузооборота на громадном участке Транссибирской магистрали от Челябинска до станции Иннокентьевская возле Иркутска. При этом треть всех грузов приходилась на хлеб — прибывал он в Новониколаевск преимущественно в виде зерна с западного участка Сибирской железной дороги и с Алтая.

В годы Первой мировой войны из нашего города мука доставлялась и по военным направлениям — прежде всего на запад, затем — на Дальний Восток и в Восточную Сибирь. Значение Новониколаевска как транспортного узла возросло с открытием в 1915 году Алтайской, а в 1916 году — Кулундинской и Кольчужинской железнодорожных веток.

Современный вид Алтайской компании мелькомбината №2
Современный вид Алтайской компании мелькомбината №2

В этот период мукомолье сохранило свою ведущую роль в промышленном потенциале города, производя примерно три четверти всей продукции. Здесь действовали «Новониколаевское мукомольное товарищество», «Южно-Алтайская мукомольная компания», товарищества «Лобастов и Корольков», «Беляков, Коротков, Копылов и Ко», «Чернышов и С-я», мельницы И. Луканина и Белогорлова. Мукомолы занимали прочные позиции в городском самоуправлении. В 1914 году шесть из девяти членов биржевого комитета представляли мукомольные фирмы.

В 1916 году фирма «Сибирский мукомол» начала установку собственной электрической машины.

Стабильная работа новониколаевских мукомолов привлекала и зарубежных инвесторов. Так, весной 1914 года самые крупные предприятия отрасли — «Новониколаевское мукомольное товарищество», «Южно-Алтайская мукомольная компания», «Алтайская фабрично-промышленная компания» при поддержке иностранного капитала создали объединение «Алтайские мукомолы» (главой фирмы стал Н.А. Туркин, имевший в среде сибирских промышленников высочайший авторитет). Объединение вступило в борьбу за рынок, захватывая мелкие мельницы и монополизируя заказы на поставку хлеба для армии.

Во время Первой мировой войны, которая тогда называлась Второй Отечественной, новониколаевцы ставили в Петербурге вопрос строительства элеватора на 1 млн пудов зерна. Сибиряки сочли неразумным решение Центрального комитета по регулированию массовых грузов по железным дорогам построить элеваторы в первую очередь на станциях Челябинск, Абдулино и Бугуруслан. Городской голова В.И. Жернаков обращал внимание властей на то, что станция Новониколаевск, занимающая первое место в Сибири по вывозу сельскохозяйственных грузов и грузообороту вообще «оказалась обойденной в очереди постройки элеватора, нужда в котором назрела и подсказывается быстро возрастающими интересами сельского хозяйства и зерновой промышленности Алтая».

Первая мировая война, а затем война гражданская привели к резкому сокращению основного капитала мукомольной промышленности. После поражения армии А.В. Колчака в городе четыре крупные мельницы из восьми оказались сожженными. Поэтому с установлением в Новониколаевске советской власти в ходе последовавшей в 1920 году национализации много предприятий было законсервировано.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты