I.5.8.То был самый скорбный гудок… — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 4 промежуточные версии 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
  
''«Чистое лазурное небо. Нещадно печет раскаленное солнце. Сверкает только что надраенная палуба. Блестит широкая благословенная Обь!
+
''«Чистое лазурное небо. Нещадно печет раскаленное солнце. Сверкает только что надраенная палуба. Блестит широкая благословенная Обь!''
  
Самый мощный транспорт Западной Сибири пароход «Большевик», оставляя за собой многокилометровый дымовой шлейф, следует в районе Могочино вверх по реке в Томск. На баке семь грузовых барж-лесовозов — более 10-ти железнодорожных составов! На палубе шутки, смех: веселится свободная от вахты команда.
+
''Самый мощный транспорт Западной Сибири пароход «Большевик», оставляя за собой многокилометровый дымовой шлейф, следует в районе Могочино вверх по реке в Томск. На баке семь грузовых барж-лесовозов — более 10-ти железнодорожных составов! На палубе шутки, смех: веселится свободная от вахты команда.''
  
Я в радиорубке. «Всем, всем, всем! — разрезает эфир дробный перестук морзянки. — Я — центральная станция пароходства! Ждите… Будет передано важное правительственное сообщение». И через минуту: «Сегодня, без объявления войны, фашистская Германия вероломно напала на нашу страну…» Так на наше судно пришла страшная весть о начале войны.
+
''Я в радиорубке. «Всем, всем, всем! — разрезает эфир дробный перестук морзянки. — Я — центральная станция пароходства! Ждите… Будет передано важное правительственное сообщение». И через минуту: «Сегодня, без объявления войны, фашистская Германия вероломно напала на нашу страну…» Так на наше судно пришла страшная весть о начале войны.''
 
+
''
Когда я пригласил в радиорубку замполита Незаметдинова и показал ему принятые радиограммы, он побледнел, закрыл дверь и, сверля меня глазами, шепотом произнес: — Этого не может быть, ты, наверно, что-то напутал и принял шпионскую радиостанцию. Запрещаю тебе это сообщение разглашать!
+
''Когда я пригласил в радиорубку замполита Незаметдинова и показал ему принятые радиограммы, он побледнел, закрыл дверь и, сверля меня глазами, шепотом произнес: — Этого не может быть, ты, наверно, что-то напутал и принял шпионскую радиостанцию. Запрещаю тебе это сообщение разглашать!''
  
— Товарищ замполит, по уставу я подчиняюсь только капитану судна. Ему и будет вручено сообщение. Ошибки нет.
+
''— Товарищ замполит, по уставу я подчиняюсь только капитану судна. Ему и будет вручено сообщение. Ошибки нет.''
  
Да, к сожалению ошибки не было. Это происходило 22 июня 1941 года в 9 часов по московскому времени через несколько часов после того, как вражеские бомбардировщики обрушили удары на Брест, Киев, Севастополь…»''
+
''Да, к сожалению ошибки не было. Это происходило 22 июня 1941 года в 9 часов по московскому времени через несколько часов после того, как вражеские бомбардировщики обрушили удары на Брест, Киев, Севастополь…»''
  
 
Так описывает получение известия о начале войны ныне здравствующий 80-летний ветеран Западно-Сибирского пароходства радист Андрей Генрихович Хабас. И продолжает:
 
Так описывает получение известия о начале войны ныне здравствующий 80-летний ветеран Западно-Сибирского пароходства радист Андрей Генрихович Хабас. И продолжает:
  
''«Военные годы… Сколько горя, сколько лишений принял наш многострадальный народ! И кто еще вынес бы такое? Не знаю.
+
''«Военные годы… Сколько горя, сколько лишений принял наш многострадальный народ! И кто еще вынес бы такое? Не знаю.''
  
Как вспомню свою маленькую сестренку — пятнадцатилетнего токаря, обессиленную, с засохшими потеками крови из носа, спящую прямо в цехе; как вспомню полуголых женщин-кочегаров у котельных топок — с впалыми, болтающими грудями, с воспаленными глазами — становится жутко. Я помогал этим страдалицам в их непосильной мужской работе и знаю, что такое шуровка, что значит «держать пар на марке!…»''
+
''Как вспомню свою маленькую сестренку — пятнадцатилетнего токаря, обессиленную, с засохшими потеками крови из носа, спящую прямо в цехе; как вспомню полуголых женщин-кочегаров у котельных топок — с впалыми, болтающими грудями, с воспаленными глазами — становится жутко. Я помогал этим страдалицам в их непосильной мужской работе и знаю, что такое шуровка, что значит «держать пар на марке!…»''
  
 
Эта щемящая любое неравнодушное сердце картина написана с натуры. Так было.
 
Эта щемящая любое неравнодушное сердце картина написана с натуры. Так было.
Строка 22: Строка 22:
 
''«Горькие это были дни,'' — свидетельствует другой заслуженный ветеран пароходства Алексей Федорович (Хамзя Фахрутдинович) Тахаутдинов, — ''впервые увидел я, молодой матросик, как горе сгибает людей, как невесты, жены увозимых на фронт бежали за теплоходом по дорогам, а потом, уже не разбирая пути, прямо по кустам — падали, кричали…''
 
''«Горькие это были дни,'' — свидетельствует другой заслуженный ветеран пароходства Алексей Федорович (Хамзя Фахрутдинович) Тахаутдинов, — ''впервые увидел я, молодой матросик, как горе сгибает людей, как невесты, жены увозимых на фронт бежали за теплоходом по дорогам, а потом, уже не разбирая пути, прямо по кустам — падали, кричали…''
  
''Помню, как вывозили мобилизованных на фронт с Кети. Раньше в Колпашево обской берег был пологим. Сюда причалил пароход «Дзержинский», который увозил новобранцев на войну. На берег высыпало все население поселка. У «Дзержинского» был особенно заунывный гудок. И когда был подан сигнал к отходу судна, этот наводящий тоску гудок слился с многоголосым плачем и душераздирающими криками. Перенести такое было невозможно. Я бросился в каюту и зажал уши подушками, только чтобы не слышать этой вселенской скорби. Но сделать это было невозможно…»
+
''Помню, как вывозили мобилизованных на фронт с Кети. Раньше в Колпашево обской берег был пологим. Сюда причалил пароход «Дзержинский», который увозил новобранцев на войну. На берег высыпало все население поселка. У «Дзержинского» был особенно заунывный гудок. И когда был подан сигнал к отходу судна, этот наводящий тоску гудок слился с многоголосым плачем и душераздирающими криками. Перенести такое было невозможно. Я бросился в каюту и зажал уши подушками, только чтобы не слышать этой вселенской скорби. Но сделать это было невозможно…»''
''
+
 
 
Война пришла на порог каждого дома, на все суда, РЭБы, пристани и службы пароходства, перестроив его работу на военный лад. Емко, со знанием самых напряженных участков военных навигаций и межсезонных работ на берегу рассказывает о том драматическом и горьком времени бывший главный инженер Западно-Сибирского пароходства М. С. Кагановский:
 
Война пришла на порог каждого дома, на все суда, РЭБы, пристани и службы пароходства, перестроив его работу на военный лад. Емко, со знанием самых напряженных участков военных навигаций и межсезонных работ на берегу рассказывает о том драматическом и горьком времени бывший главный инженер Западно-Сибирского пароходства М. С. Кагановский:
  
''«Необычайные трудности встали перед речниками Оби с первых дней войны. На фронт ушли тысячи мужчин с судов, из портов, пристаней, судоремонтных мастерских, из бригад грузчиков. Их место заняли у котлов судов, за станками женщины, подростки, старики. Каждому приходилось работать за двоих. Рабочий день стал ненормированным. Не хватало тяги, судов различного назначения.
+
''«Необычайные трудности встали перед речниками Оби с первых дней войны. На фронт ушли тысячи мужчин с судов, из портов, пристаней, судоремонтных мастерских, из бригад грузчиков. Их место заняли у котлов судов, за станками женщины, подростки, старики. Каждому приходилось работать за двоих. Рабочий день стал ненормированным. Не хватало тяги, судов различного назначения.''
  
И люди работали самоотверженно. Знали — в этой войне надо выжить, победить. А для этого необходимо делать все, на что только способен. И делали.
+
''И люди работали самоотверженно. Знали — в этой войне надо выжить, победить. А для этого необходимо делать все, на что только способен. И делали.
 +
''
 +
''Так, с 1941 года впервые пароходство организовало групповой метод ремонта флота, когда производится сбор однотипных судов одной серии, например проекта 742, и их ремонт проводился от начала до конца. Это позволило подготавливать к навигациям весь флот. Потом этот метод распространился во всех сибирских пароходствах, а после войны и на Днепре.''
  
Так, с 1941 года впервые пароходство организовало групповой метод ремонта флота, когда производится сбор однотипных судов одной серии, например проекта 742, и их ремонт проводился от начала до конца. Это позволило подготавливать к навигациям весь флот. Потом этот метод распространился во всех сибирских пароходствах, а после войны и на Днепре.
+
''Главным грузом в войну был на Оби лес. Древесина требовалась для строек, шахт Кузбасса, изготовления шпал для железных дорог, на топливо. Но не хватало тяги для вывозки леса на судах и в плотах. Вопрос решился с постройкой в Самусе, Бобровке (Барнаул), Новосибирске двадцати 300-сильных дизельных буксиров-колесников и одного 600-сильного двухвинтового. Они сыграли большую роль в вывозке леса. Детали к ним были завезены из Гомеля еще в 1940-м году».''
  
Главным грузом в войну был на Оби лес. Древесина требовалась для строек, шахт Кузбасса, изготовления шпал для железных дорог, на топливо. Но не хватало тяги для вывозки леса на судах и в плотах. Вопрос решился с постройкой в Самусе, Бобровке (Барнаул), Новосибирске двадцати 300-сильных дизельных буксиров-колесников и одного 600-сильного двухвинтового. Они сыграли большую роль в вывозке леса. Детали к ним были завезены из Гомеля еще в 1940-м году».''
+
Дополним этот рассказ еще одним удивительным, но малоизвестным эпизодом военной истории пароходства. Действительно, до постройки 300-сильных буксиров нехватка судов для вывозки леса, особенно с малых рек, была столь острой, что решили перебросить с Енисея на Обь три маломерных парохода и один газоход. Перевод судов через Карское море посчитали длительным и опасным, так как весной 1942 года здесь появился фашистский линкор «Адмирал Шеер», потопивший наш легендарный ледокол «Сибиряков». И тогда решили воспользоваться Обь-Енисейским каналом, который бездействовал более сорока лет. Участником этой экспедиции «Из Касса в Кеть», руководимой М.Г. Назаровым и капитаном-наставником А.М. Багаевым, был А.Г. Хабас, — в тот год молодой радист. Интересны его дневниковые записи тех лет.
  
Дополним этот рассказ еще одним удивительным, но малоизвестным эпизодом военной истории пароходства. Действительно, до постройки 300-сильных буксиров нехватка судов для вывозки леса, особенно с малых рек, была столь острой, что решили перебросить с Енисея на Обь три маломерных парохода и один газоход. Перевод судов через Карское море посчитали длительным и опасным, так как весной 1942 года здесь появился фашистский линкор «Адмирал Шеер», потопивший наш легендарный ледокол «Сибиряков». И тогда решили воспользоваться Обь-Енисейским каналом, который бездействовал более сорока лет. Участником этой экспедиции «Из Касса в Кеть», руководимой М.Г. Назаровым и капитаном-наставником А.М. Багаевым, был А.Г. Хабас, в тот год молодой радист. Интересны его дневниковые записи тех лет.  
+
''«2 мая 1942 года. Прибыли в Красноярск. Нас направили в Злобино — принять пароходы «Пограничный», «Механик», «Капитан» и «Газ-25». Комплектных радиостанций не оказалось: все отправили на фронт. Получил лишь старенький радиоприемник КУБ-4, два аккумулятора, сухие анодные батареи. Передатчик и другое оборудование собрал сам из старья.''
  
''«2 мая 1942 года. Прибыли в Красноярск. Нас направили в Злобино принять пароходы «Пограничный», «Механик», «Капитан» и «Газ-25». Комплектных радиостанций не оказалось: все отправили на фронт. Получил лишь старенький радиоприемник КУБ-4, два аккумулятора, сухие анодные батареи. Передатчик и другое оборудование собрал сам — из старья.
+
''4—5 июня. Малый Касс речка с очень крутыми изгибами и пароходы то и дело втыкаются в берега, а карчи и кусты мне в каюту. Сели на мель. «Раз-два, взяли!» — кричат матросы. Кажется, столкнули. Прошли Александровский и Георгиевский шлюзы. В последнем, для расчистки русла от карч, сделали три взрыва. Впереди еще 12 шлюзов.''
  
4—5 июня. Малый Касс — речка с очень крутыми изгибами и пароходы то и дело втыкаются в берега, а карчи и кусты мне в каюту. Сели на мель. «Раз-два, взяли!» — кричат матросы. Кажется, столкнули. Прошли Александровский и Георгиевский шлюзы. В последнем, для расчистки русла от карч, сделали три взрыва. Впереди еще 12 шлюзов.
+
''11 июня. Сделанная плотина для подпора воды не выдержала: вылетели нижние бревна. Заделали снова. Вчера с водолазами всю ночь резали дрова, заготовили около шести кубометров.''
  
11 июня. Сделанная плотина для подпора воды не выдержала: вылетели нижние бревна. Заделали снова. Вчера с водолазами всю ночь резали дрова, заготовили около шести кубометров.
+
''19 июня. Стоим у Марьино… Стало так мелко, что пришлось лопатами углублять фарватер.''
  
19 июня. Стоим у Марьино… Стало так мелко, что пришлось лопатами углублять фарватер.
+
''27 июня. По прежнему барахтаемся у Марьино. Дважды сооруженные плотины срывала вода. У пароходов пришлось с одного борта снять колеса и отрубить надстройки. Таскаем землю для третьей плотины. Поблизости уже нет ни дерна, ни леса. Работу начинаем с 6-ти утра, заканчиваем в 21. Обувь разбита. Два дня назад с кочегарами сплели лапти, а сегодня они почти развалились. Поправимо, сплетем еще. Вот только мешают комары. Особенно жаль водолазов. Они работают в холодной воде, руки их заняты, и комары терзают их лица и шеи.''
  
27 июня. По прежнему барахтаемся у Марьино. Дважды сооруженные плотины срывала вода. У пароходов пришлось с одного борта снять колеса и отрубить надстройки. Таскаем землю для третьей плотины. Поблизости уже нет ни дерна, ни леса. Работу начинаем с 6-ти утра, заканчиваем в 21. Обувь разбита. Два дня назад с кочегарами сплели лапти, а сегодня они почти развалились. Поправимо, сплетем еще. Вот только мешают комары. Особенно жаль водолазов. Они работают в холодной воде, руки их заняты, и комары терзают их лица и шеи.
+
''3 июля. Записываю последние известия от «Совинформбюро». Читаю их во время перерыва. Утомленные люди взбадриваются, слушают внимательно. Радиостанция — единственная связь с миром.
 
+
''
3 июля. Записываю последние известия от «Совинформбюро». Читаю их во время перерыва. Утомленные люди взбадриваются, слушают внимательно. Радиостанция — единственная связь с миром.
+
''Удивительно, что берега реки сплошь песчаные. При подъеме вода смывает с берегов песок. Укрепляем берега фашинами — заплотом из веток и хлыстов.
 
+
''
Удивительно, что берега реки сплошь песчаные. При подъеме вода смывает с берегов песок. Укрепляем берега фашинами — заплотом из веток и хлыстов.
+
''10 июля. Прошли злополучный Марьин стан. Столько вложено труда! В окрестностях вырубили почти весь молодой березняк и тальник на фашины. Даже пришлось таскать хлысты за 1,5-2 километра. На несколько сот метров сняли дерн, перетаскали десятки тонн земли, песка, вбили сотни кольев, свай. И это все для 30-минутного прохода… Зато появилась уверенность — пройдем!''
  
10 июля. Прошли злополучный Марьин стан. Столько вложено труда! В окрестностях вырубили почти весь молодой березняк и тальник на фашины. Даже пришлось таскать хлысты за 1,5-2 километра. На несколько сот метров сняли дерн, перетаскали десятки тонн земли, песка, вбили сотни кольев, свай. И это все для 30-минутного прохода… Зато появилась уверенность — пройдем!
+
''15 июля. Второй день идем по искусственной канаве, именуемой каналом, который соединяет Касс с водораздельным озером. Сначала раскапываем фарватер, затем с помощью газохода и шпиленки тащим пароходы. Каждый пройденный метр стоит усилий…''
  
15 июля. Второй день идем по искусственной канаве, именуемой каналом, который соединяет Касс с водораздельным озером. Сначала раскапываем фарватер, затем с помощью газохода и шпиленки тащим пароходы. Каждый пройденный метр стоит усилий…
+
''1-3 августа. Уже август! Сегодня в третий раз пустили воду с нового шлюза. В результате все суда прошли на реку Ломоватку — приток Кети.
 +
''
 +
''24—26 августа. Вышли из шлюза Красного. «Пограничник» сел на мель. Делаем ворот… У шлюза Веселого заломы из карч и бревен. Сразу начали их разбирать. Чувствуется подъем у всех рабочих.
 +
''
 +
''3 сентября. Прошли шлюз Ломоватый. Последний. Канал Обь-Енисейский позади. Стоим на Кети у поселка Усть-Озерный. Все говорят, что здесь, после тайги, как-то светлее. Делаем оборот и идем вниз по Кети. Проходя мимо выхода канала, даем прощальный гудок. Все трудности позади. Мы прошли! Мы победили!»''
  
1-3 августа. Уже август! Сегодня в третий раз пустили воду с нового шлюза. В результате все суда прошли на реку Ломоватку — приток Кети.
 
 
24—26 августа. Вышли из шлюза Красного. «Пограничник» сел на мель. Делаем ворот… У шлюза Веселого заломы из карч и бревен. Сразу начали их разбирать. Чувствуется подъем у всех рабочих.
 
 
3 сентября. Прошли шлюз Ломоватый. Последний. Канал Обь-Енисейский позади. Стоим на Кети у поселка Усть-Озерный. Все говорят, что здесь, после тайги, как-то светлее. Делаем оборот и идем вниз по Кети. Проходя мимо выхода канала, даем прощальный гудок. Все трудности позади. Мы прошли! Мы победили!»
 
''
 
 
Да, было чем гордиться речникам, перетащившим из Енисея буквально на руках четыре судна, так необходимых на Оби. В ту же навигацию они приступили к работе.  
 
Да, было чем гордиться речникам, перетащившим из Енисея буквально на руках четыре судна, так необходимых на Оби. В ту же навигацию они приступили к работе.  
  
Строка 85: Строка 85:
 
----
 
----
  
[[I.5.7.Лес сам себя везет|Пред. стр.]] | [[I.4.ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ СИБИРИ (Западно-Сибирская железная дорога)|Содержание]] | [[I.5.9.Обская «Атлантида»|След. стр.]]
+
[[I.5.7.Лес сам себя везет|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:I Том|Содержание]] | [[I.5.9.Обская «Атлантида»|След. стр.]]

Текущая версия на 20:29, 10 января 2013

«Чистое лазурное небо. Нещадно печет раскаленное солнце. Сверкает только что надраенная палуба. Блестит широкая благословенная Обь!

Самый мощный транспорт Западной Сибири пароход «Большевик», оставляя за собой многокилометровый дымовой шлейф, следует в районе Могочино вверх по реке в Томск. На баке семь грузовых барж-лесовозов — более 10-ти железнодорожных составов! На палубе шутки, смех: веселится свободная от вахты команда.

Я в радиорубке. «Всем, всем, всем! — разрезает эфир дробный перестук морзянки. — Я — центральная станция пароходства! Ждите… Будет передано важное правительственное сообщение». И через минуту: «Сегодня, без объявления войны, фашистская Германия вероломно напала на нашу страну…» Так на наше судно пришла страшная весть о начале войны. Когда я пригласил в радиорубку замполита Незаметдинова и показал ему принятые радиограммы, он побледнел, закрыл дверь и, сверля меня глазами, шепотом произнес: — Этого не может быть, ты, наверно, что-то напутал и принял шпионскую радиостанцию. Запрещаю тебе это сообщение разглашать!

— Товарищ замполит, по уставу я подчиняюсь только капитану судна. Ему и будет вручено сообщение. Ошибки нет.

Да, к сожалению ошибки не было. Это происходило 22 июня 1941 года в 9 часов по московскому времени через несколько часов после того, как вражеские бомбардировщики обрушили удары на Брест, Киев, Севастополь…»

Так описывает получение известия о начале войны ныне здравствующий 80-летний ветеран Западно-Сибирского пароходства радист Андрей Генрихович Хабас. И продолжает:

«Военные годы… Сколько горя, сколько лишений принял наш многострадальный народ! И кто еще вынес бы такое? Не знаю.

Как вспомню свою маленькую сестренку — пятнадцатилетнего токаря, обессиленную, с засохшими потеками крови из носа, спящую прямо в цехе; как вспомню полуголых женщин-кочегаров у котельных топок — с впалыми, болтающими грудями, с воспаленными глазами — становится жутко. Я помогал этим страдалицам в их непосильной мужской работе и знаю, что такое шуровка, что значит «держать пар на марке!…»

Эта щемящая любое неравнодушное сердце картина написана с натуры. Так было.

«Горькие это были дни, — свидетельствует другой заслуженный ветеран пароходства Алексей Федорович (Хамзя Фахрутдинович) Тахаутдинов, — впервые увидел я, молодой матросик, как горе сгибает людей, как невесты, жены увозимых на фронт бежали за теплоходом по дорогам, а потом, уже не разбирая пути, прямо по кустам — падали, кричали…

Помню, как вывозили мобилизованных на фронт с Кети. Раньше в Колпашево обской берег был пологим. Сюда причалил пароход «Дзержинский», который увозил новобранцев на войну. На берег высыпало все население поселка. У «Дзержинского» был особенно заунывный гудок. И когда был подан сигнал к отходу судна, этот наводящий тоску гудок слился с многоголосым плачем и душераздирающими криками. Перенести такое было невозможно. Я бросился в каюту и зажал уши подушками, только чтобы не слышать этой вселенской скорби. Но сделать это было невозможно…»

Война пришла на порог каждого дома, на все суда, РЭБы, пристани и службы пароходства, перестроив его работу на военный лад. Емко, со знанием самых напряженных участков военных навигаций и межсезонных работ на берегу рассказывает о том драматическом и горьком времени бывший главный инженер Западно-Сибирского пароходства М. С. Кагановский:

«Необычайные трудности встали перед речниками Оби с первых дней войны. На фронт ушли тысячи мужчин с судов, из портов, пристаней, судоремонтных мастерских, из бригад грузчиков. Их место заняли у котлов судов, за станками женщины, подростки, старики. Каждому приходилось работать за двоих. Рабочий день стал ненормированным. Не хватало тяги, судов различного назначения.

И люди работали самоотверженно. Знали — в этой войне надо выжить, победить. А для этого необходимо делать все, на что только способен. И делали. Так, с 1941 года впервые пароходство организовало групповой метод ремонта флота, когда производится сбор однотипных судов одной серии, например проекта 742, и их ремонт проводился от начала до конца. Это позволило подготавливать к навигациям весь флот. Потом этот метод распространился во всех сибирских пароходствах, а после войны и на Днепре.

Главным грузом в войну был на Оби лес. Древесина требовалась для строек, шахт Кузбасса, изготовления шпал для железных дорог, на топливо. Но не хватало тяги для вывозки леса на судах и в плотах. Вопрос решился с постройкой в Самусе, Бобровке (Барнаул), Новосибирске двадцати 300-сильных дизельных буксиров-колесников и одного 600-сильного двухвинтового. Они сыграли большую роль в вывозке леса. Детали к ним были завезены из Гомеля еще в 1940-м году».

Дополним этот рассказ еще одним удивительным, но малоизвестным эпизодом военной истории пароходства. Действительно, до постройки 300-сильных буксиров нехватка судов для вывозки леса, особенно с малых рек, была столь острой, что решили перебросить с Енисея на Обь три маломерных парохода и один газоход. Перевод судов через Карское море посчитали длительным и опасным, так как весной 1942 года здесь появился фашистский линкор «Адмирал Шеер», потопивший наш легендарный ледокол «Сибиряков». И тогда решили воспользоваться Обь-Енисейским каналом, который бездействовал более сорока лет. Участником этой экспедиции «Из Касса в Кеть», руководимой М.Г. Назаровым и капитаном-наставником А.М. Багаевым, был А.Г. Хабас, — в тот год молодой радист. Интересны его дневниковые записи тех лет.

«2 мая 1942 года. Прибыли в Красноярск. Нас направили в Злобино — принять пароходы «Пограничный», «Механик», «Капитан» и «Газ-25». Комплектных радиостанций не оказалось: все отправили на фронт. Получил лишь старенький радиоприемник КУБ-4, два аккумулятора, сухие анодные батареи. Передатчик и другое оборудование собрал сам — из старья.

4—5 июня. Малый Касс — речка с очень крутыми изгибами и пароходы то и дело втыкаются в берега, а карчи и кусты мне в каюту. Сели на мель. «Раз-два, взяли!» — кричат матросы. Кажется, столкнули. Прошли Александровский и Георгиевский шлюзы. В последнем, для расчистки русла от карч, сделали три взрыва. Впереди еще 12 шлюзов.

11 июня. Сделанная плотина для подпора воды не выдержала: вылетели нижние бревна. Заделали снова. Вчера с водолазами всю ночь резали дрова, заготовили около шести кубометров.

19 июня. Стоим у Марьино… Стало так мелко, что пришлось лопатами углублять фарватер.

27 июня. По прежнему барахтаемся у Марьино. Дважды сооруженные плотины срывала вода. У пароходов пришлось с одного борта снять колеса и отрубить надстройки. Таскаем землю для третьей плотины. Поблизости уже нет ни дерна, ни леса. Работу начинаем с 6-ти утра, заканчиваем в 21. Обувь разбита. Два дня назад с кочегарами сплели лапти, а сегодня они почти развалились. Поправимо, сплетем еще. Вот только мешают комары. Особенно жаль водолазов. Они работают в холодной воде, руки их заняты, и комары терзают их лица и шеи.

3 июля. Записываю последние известия от «Совинформбюро». Читаю их во время перерыва. Утомленные люди взбадриваются, слушают внимательно. Радиостанция — единственная связь с миром. Удивительно, что берега реки сплошь песчаные. При подъеме вода смывает с берегов песок. Укрепляем берега фашинами — заплотом из веток и хлыстов. 10 июля. Прошли злополучный Марьин стан. Столько вложено труда! В окрестностях вырубили почти весь молодой березняк и тальник на фашины. Даже пришлось таскать хлысты за 1,5-2 километра. На несколько сот метров сняли дерн, перетаскали десятки тонн земли, песка, вбили сотни кольев, свай. И это все для 30-минутного прохода… Зато появилась уверенность — пройдем!

15 июля. Второй день идем по искусственной канаве, именуемой каналом, который соединяет Касс с водораздельным озером. Сначала раскапываем фарватер, затем с помощью газохода и шпиленки тащим пароходы. Каждый пройденный метр стоит усилий…

1-3 августа. Уже август! Сегодня в третий раз пустили воду с нового шлюза. В результате все суда прошли на реку Ломоватку — приток Кети. 24—26 августа. Вышли из шлюза Красного. «Пограничник» сел на мель. Делаем ворот… У шлюза Веселого заломы из карч и бревен. Сразу начали их разбирать. Чувствуется подъем у всех рабочих. 3 сентября. Прошли шлюз Ломоватый. Последний. Канал Обь-Енисейский позади. Стоим на Кети у поселка Усть-Озерный. Все говорят, что здесь, после тайги, как-то светлее. Делаем оборот и идем вниз по Кети. Проходя мимо выхода канала, даем прощальный гудок. Все трудности позади. Мы прошли! Мы победили!»

Да, было чем гордиться речникам, перетащившим из Енисея буквально на руках четыре судна, так необходимых на Оби. В ту же навигацию они приступили к работе.

В ту пору не хватало и других судов — пассажирских.

Положение с перевозкой пассажиров в местном сообщении, по малым рекам и в дальних рейсах было катастрофическое. Для решения этой проблемы с 1940 года и до конца войны в Новосибирске и Самусе было построено восемь двухдечных пассажирских судов. Их секции по частям посылались из киевского завода «Ленинская кузница». Для местных пассажирских перевозок в Самусе, впервые в Сибири, во время войны было налажено производство 140-местных пассажирских катеров.

На Новосибирском судоремонтном заводе (СРЗ) во время войны была построена и серия бронированных катеров-охотников. В их строительстве приняли участие экипажи военных моряков. По имеющимся сведениям один катер участвовал в войне против Японии. Его экипаж воевал отважно и был награжден орденом Красного Знамени. Второй катер в конце войны участвовал в боях в составе Дунайской военной флотилии.

Кроме того, на Новосибирском СРЗ, в Самусе и Бобровке во время войны было организовано производство боеприпасов. В Бобровке — мин для минометов, в Самусе — стабилизаторов к ним, а в Новосибирске — тары для боеприпасов.

Для обеспечения продуктами фронта и тыла организация «Востокрыбвод» наладила массовый лов речной рыбы. Но не хватало лодок. По просьбе секретаря Новосибирского обкома партии Кулагина М.В. на Моряковском СРЗ за один (!) месяц было построено 500 рыболовецких лодок с оснасткой (мачтой, веслами, скамьями). К строительству привлекались подростки от 10 до 15 лет. Часть лодок дополнительно строилась в Новосибирске.

Труд речников во время войны еще ждет своих летописцев. Попытку проанализировать работу водников в годы войны предпринял ее участник, речной инженер В.И. Нефедов в монографии «Западно-Сибирское речное пароходство в годы Великой Отечественной войны». В этой рукописной работе, хранящейся в музее Новосибирского командного речного училища им. С.И. Дежнева, собран богатый статистический материал по всем подразделениям пароходства. Приведем лишь несколько фактов, характеризующих творческий подход речников к решению возникавших проблем и трудностей. Так, зимой 1941 года «из-за нехватки жидкого горючего 12 катеров пароходства, работавших на этом топливе, были переоборудованы на газоходы».

«При остром дефиците твердого минерального топлива (угля) в 1943 году лесотопливная контора пароходства организовала собственную добычу угля на шахте «Порывая», штольни которой выходили к эстакаде на берегу Томи — с непосредственной погрузкой угля на баржи.

Всего за 1943 год было добыто 14242 тонны внефондового угля. Близ Томи была начата и добыча торфа, но применение этого вида топлива не прижилось. А вот так называемый антинакипин, вырабатываемый из торфа в одном из цехов Новосибирского затона, был успешно применен при обработке котлов на 35 пароходах». Подобных примеров изыскания местных резервов сырья и рационализации труда было немало. Все они стали весомым вкладом в общую победу над врагом. К сожалению, радость этой победы в коллективе речников была омрачена трагической аварией на пароходе «Коллективист». 25 сентября 1945 года этот пароход доставлял из Новосибирска в Камень-на-Оби демобилизованных фронтовиков, когда в семь часов утра выше поселка Чингиз на нем вспыхнул пожар. За 15 минут пароход сгорел, как факел. Все, кто находился в трюме, погибли. Эта трагедия сопоставима с самой крупной на Оби катастрофой — гибелью двухпалубного парохода «Совнарком». В ночь с 1 на 2 мая 1921 года это судно, шедшее из Барнаула, ударилось об устой железнодорожного моста и затонуло. Стоявшие поблизости два парохода смогли спасти 100 пассажиров и 10 членов команды. Остальные (около 300 человек) погибли.

Эти и другие многочисленные аварии лишний раз свидетельствуют о том, что работа на воде требует высочайшей ответственности и профессионализма. Причем, не только тех, кто стоит непосредственно у штурвалов судов, но и тех, кто управляет этим судоходством в целом.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты