I.5.5.Компания господина Лида

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

После памятного окрика Ивана Грозного на демарш английских кораблей к устью Оби у иностранцев, казалось, отпала охота к плаваниям к Обской губе. Но дорогу туда они не забыли, как, впрочем, и наши купцы. Время от времени они встречались на морском рейде и обменивались товарами.

В 1878 году четыре парохода тюменских и тобольских купцов дошли до устья Надыма (Обская губа). Здесь они приняли груз с английского и немецкого морских пароходов, а на их борта выгрузили свой товар — пшеницу. Двумя годами позже в Томск прибыло датское судно «Кнопп» с грузом тарелок, рюмок, зеркал, фиников и риса. Взамен увезли пшеницу и меха. Датчане хотели создать в Томске свою базу для последующей торговли, но их фирма вскоре обанкротилась.

В те годы несколько торговых плаваний в Англию осуществил тюменский купец А. Трапезников. Однако эти и другие торговые контакты иностранных и обских купцов были эпизодичными, сопрягались с большими навигационными трудностями, к тому же, не поощрялись в торгово-промышленных кругах европейской части России из-за боязни проникновения в Сибирь иностранного капитала. Опасались они не напрасно.

Пристань в районе Новониколаевска
Пристань в районе Новониколаевска

С началом Первой мировой войны и установлением Россией более тесных отношений со странами Антанты, появились благоприятные условия для экономической экспансии западного бизнеса в Сибирь, чем не преминули воспользоваться и дельцы, предпочитавшие ловить рыбку в мутной воде. Имя одного из них — Ионас Лид.

Этот коммерсант еще ранее настойчиво добивался у царского правительства права эксплуатации сибирских лесных и рыбных ресурсов, а также перевозки различных грузов через Карское море из Сибири в европейские порты. В то время И. Лид выступал от имени лондонского «Синдиката по изучению особенностей и потребностей сибирского рынка», обещая в случае удовлетворения его ходатайства, организовать «Сибирское акционерное общество пароходства, промышленности и торговли». По заданию своей лондонской торговой конторы И. Лид в 1910 году прибыл в Красноярск, где организовал рекламную выставку английских товаров, а с собой повез образцы сибирских — масло, зерно, лен, графит, асбест, древесину и многое другое. Воодушевленный дешевизной качественного сибирского сырья и перспективами выгодной торговли, Лид по пути в Европу посетил и другие города, где завел нужные знакомства и основательно ознакомился с состоянием судоходства в Енисее, Оби и Иртыше.

Переехав из Англии в Швецию в 1912 году, Лид становится у руля учрежденной им англо-норвежской компании… с тем самым названием, о котором он говорил будучи в России. В последующие два года «международный лектор» Лид выступает с лекциями в России и главных европейских странах, где пропагандирует выгодность регулярных торговых рейсов из Европы в Сибирь через Карское море. Одновременно он возобновляет связи с сибирскими купцами миллионерами Корниловым, Гадаловым и другими, владевшими крупными пакетами акций обских и енисейских пароходств — с целью выкупа этих активов.

Однако в намерениях агента англо-норвежского капитала обнаружилось неожиданное препятствие. По законам Российской империи иностранцы не могут владеть контрольными пакетами акций в судоходных компаниях. И тогда «гражданин мира» Лид через своих именитых друзей в императорском дворе и правительстве в апреле 1914 года получает русский паспорт на имя Ионы Ивановича Лида. Два года спустя он удостаивается звания «русского почетного гражданина» и покупает 60 тысяч га казенной земли возле Минусинска…

Не заставили себя ждать и пароходы Лида. Из Сибири они повезли в Европу пеньку, сливочное масло, пушнину, лес. За четыре года было вывезено более 6 тысяч тонн товаров, а ввезено наполовину меньше.

В июне 1916 Лид с помощью банкира В.И. Тимирязева добивается утверждения правительством нового устава своего «Сибирского» акционерного общества, по которому получает неограниченные права эксплуатации сибирских природных богатств, покупки и аренды заводов, фабрик, складов, пристаней и т.д.

Кажущейся на первый взгляд русской компании, Лид формально передает свои активы и имущество в распоряжение правления, в которое избираются князь В. Шаховский (председатель), В. Тимирязев, Н. Гадалов, И. Корнилов (директора) и Лид (директор-распорядитель). Игра идет широко и будто бы открыто, за исключением мало кому известной юридической детали: «Сибирское общество» являлось лишь дочерним предприятием англо-норвежской компании Лида — с тем же, что и у сибирского двойника, названием. Не будем утомлять читателя описанием ухищрений и финансовых фокусов Лида, с помощью которых он водил за нос легковерных и падких на посулы «компаньонов», все эти приемы — с подставными лицами, выпуском необеспеченных акций и т.п. — в ходу и сейчас. Укажем лишь результат: к осени 1917 года И. Лиду удалось установить контроль над крупнейшими пароходствами Енисея, Оби и Иртыша, в том числе и над «Товарпаром». Целью своей деятельности, как признался Лид в конце жизни, было ни много, ни мало, как «…сделать морской путь на Обь и Енисей постоянной дорогой для английских коммерсантов и капиталистов…». Этого ему осуществить не удалось. Помешала революция. Но с ее приходом Западно-Сибирскому судоходству пришлось встретиться с еще одним испытанием — на выживание. В буквальном смысле слова.



Пред. стр. | [[I.5.ГУДКИ НАД ОБЬЮ (Западно-Сибирское речное пароходство)[Содержание]] | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты