I.5.4.Начало биографии

Материал из История промышленности Новосибирски
Версия от 12:58, 10 января 2013; Ekaterina (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Уже в 1913 году грузооборот Новониколаевской пристани составил без малого 400 тысяч тонн (в 5,5 раза больше по сравнению с 1904 годом). Если железнодорожные станции на том и другом берегу Оби стали грузовыми воротами города на восток и запад, то пристань принимала и отправляла грузы в направлениях север-юг. Почти половина прибывавшего речного груза приходилась на хлеб, а 89 тысяч тонн составляла древесина (в плотах), в основном деловая. Так что деревянный в ту пору Новониколаевск рос не «с колес», а «с пристани».

Стальные рельсы, перекинутые с одного берега Оби на другой, хотя и сыграли величайшую роль в освоении Сибири, однако обеспечить повседневное сообщение между двумя частями самого Новониколаевска не могли. Выручили речники. Длительное время переправу через Обь, кроме лодок, обеспечивал паром.

Постепенно жизнь налаживалась. В 1895 году около железнодорожного моста построили пристань, а в июле 1910 года она получила 100-сильный пароход «Новониколаевск» и баржу для организации постоянной переправы с левого берега на правый. Переправа — со специально устроенными причалами и расписанием рейсов — существовала до наведения понтонных и коммунальных мостов, построенных в позднейшее время.

На зимовку «Новониколаевск» поставили в протоку за Яренский остров, где уже зимовал пароход «Остяк» и две наливные баржи. Это было начало биографии Яренского затона и Новониколаевской (Новосибирской) РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) флота, основанной несколько ранее — в октябре 1909 года.

Переправу через Обь, перевозку пассажиров и всевозможных товаров для горожан обеспечивали уже не пароходчики-одиночки и, даже, не отдельные пароходные фирмы, а их объединения. Самым мощным из них было учрежденное в 1897 году сообщество на паях — «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли» с уставным капиталом 3 млн. рублей. В него вошли: тюменский купец 1-ой гильдии, коммерции советник И.И. Игнатов (инициатор создания «Товарищества»), казанская купчиха О.Г. Карпова, торговый дом «Трапезников и К», потомственный почетный гражданин И.И. Казаков, торговый дом «М. Плотников и сыновья» и бийская купчиха 1-ой гильдии Е.Г. Морозова. Это «Товарищество…», утвержденное императорской рукой, стало прообразом действующего ныне Западно-Сибирского речного пароходства. Работало оно весьма успешно, выдержало конкуренцию с другими специализированными пароходствами, поглотив некоторые из них. «Товарпар» — так сокращенно стали называть объединение — в начале 1917 года скупило, в частности, все пароходы Евдокии Мельниковой. В 1914 году «Товарпар» владел уже 49 буксирными и грузопассажирскими судами из 212, числившихся во всем Обь-Иртышском бассейне. Внушительной была и несудоходная флотилия — 120 барж, дебаркадеров, паузков из 572 на всей Оби. Росли и доходы: 369 тысяч рублей в 1913 году, 2,5 миллиона рублей в 1916—1917 годах. Однако даже эта крупная речная «акула» попала в сети еще одной монополии, за которой маячила Англия — вечная соперница России на суше и морях.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты