I.5.2.«Основа», «Взор», «Ермак» и другие

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Знойным июльским днем 1834 года к нижегородскому купцу 1-ой гильдии Сомову прибыл из Тюмени его родственник купец 2-ой гильдии Наум Тюфин. Прибыл не в гости, а по конкретному делу: осмотреть построенный Сомовым пароход «Выкса», с паровым двигателем мощностью в 28 лошадиных сил. Энергичный приверженец всяких новшеств — Тюфин осмотром парохода остался доволен и еще более укрепился в мысли, что подобный «огнедышащий» корабль крайне необходим и ему для перевозки товаров по Туре и Тоболу. Задумано — сделано. Осознавая, какое большое и перспективное дело он затеял, Тюфин дал своему 50-сильному детищу, спущенному на воду в 1838 году, символическое название — «Основатель». Правда, монах-богомаз, которому поручили написать краской название парохода на колесном кружале («сиянии»), не рассчитал размеры, и у него не вошли четыре последние буквы. Получилось «Основа» — тоже неплохо и многозначительно.

Конечно, это был несовершенный корабль, к тому же деревянный. Для лучшей «остойчивости» к кожухам колес привязывали бревна-плавники, а по палубе от одного борта к другому катали тачку с грузом. Паровая машина была изготовлена в Нижнем Тагиле, она сильно пыхтела, а из трубы столбом летели искры от дров. Капитанской рубки на «Основе» не было, ручной штурвал представлял из себя огромное горизонтальное колесо. По свидетельству очевидцев, двигался пароход со скоростью пешехода.

Первые недалекие плавания «Основы» из-за различных поломок были неудачными. Лишь в 1843 году этот пароход, сменивший владельца, совершил грузовой рейс до Тобольска (397 верст), ведя за собой баржу грузоподъемностью 15 тысяч пудов (240 тонн).

"Основа". Первый пароход в Сибири.
"Основа". Первый пароход в Сибири.

Другим известным пионером пароходства в Сибири был ростовский купец 1-ой гильдии коммерции советник Никита Федорович Мясников, получивший по императорской «Привилегии» исключительное право в течение 10 лет на учреждение и содержание пароходства на Байкале и реках «Оби, Тоболе, Иртыше, Енисее, Лене и другим, в них впадающим…». Построив и удачно отправив в плавания по Ангаре и Байкалу первый пароход с благодарственным названием «Император Николай Первый», далее Мясников наткнулся на упорное противодействие Западно-Сибирского генерал-губернатора Горчакова и счел за благо продать купленный у Тюфина пароход «Основа», а заодно и высочайшую «привилегию». Новый ее владелец — видный чиновник Главного управления Западной Сибири Альфонс Федорович Поклевский-Козелл — значительно усовершенствовал многострадальный пароход, а в 1845 году и вовсе заменил его машину на более мощную (60 л.с.), изготовленную в Швеции.

В 1846 году тюменский купец Н. Швецов купил построенный в Нижнем Тагиле небольшой пароход (30 л.с.) «Взор» и составил компанию Поклевскому-Козелл. Так, в Обь-Иртышском бассейне возникло первое судоходное предприятие «Пароходство А.Ф. Поклевского-Козелл и Ко». Будучи малоприбыльным, пароходство это все же оставило заметный след в становлении пароходного судоходства по Оби и Иртышу. Еще в 1846 году «Взор» с баржами на буксире совершил первый рейс на линии Тюмень—Томск. Этот и последующие успешные рейсы заинтересовали многих тюменских купцов настолько, что подвигли четырех из них — Маркина, Хаминова, Кондинского и Тецкова на заказ в Бельгии в 1853 году буксирного железного парохода «Ермак» мощностью в 100 л.с. и организацию пароходной компании «Польза». Пароход «Ермак» был доставлен в Тюмень по частям и, будучи собран, стал совершать регулярные грузопассажирские рейсы до Томска. В 1854 году «Ермак» дошел до Барнаула, а в 1865 году — до Бийска. Выложив за «Ермак» 40 тысяч рублей, компаньоны «Пользы» вскоре не только покрыли эти расходы, но и извлекли из своего предприятия немалую выгоду.

В 1858 году в товарищество «Польза» вступил уже известный нам А.Ф. Поклевский-Козелл со своими пароходами «Основа» и 80-сильным «Иртышом». Новое объединение пароходчиков получило название «Опыт». Особенно успешным и интенсивным было судоходство на организованной ими линии Тюмень—Томск. «Ермак», «Иртыш», «Тоболяк» регулярно совершали за навигацию по 6 рейсов каждый, перевозя на буксируемых баржах около 100 тысяч пудов различных товаров. Работа компании «Польза» — «Опыт» получила хороший отзыв в тогдашней прессе и промышленных кругах. В № 31 «Тобольских губернских новостей» за 1862 год можно отыскать такие размышления: «Польза пароходов многозначительна и очевидна. Пароходы не останавливает ни противный ветер, ни противное течение воды, ни буря. Для парохода с баржами нужен только фарватер…»

Колесный пароход на Оби
Колесный пароход на Оби

Но первые судовладельцы прекрасно понимали, что не менее важны и ходовые качества парохода, а, самое главное, то, на каких принципах — единоличных либо компанейских — организовано судоходство. Далеко не у всех пароходчиков-одиночек дела складывались столь удачно, как у компаньонов «Пользы» — «Опыта». Характерный пример: екатеринбургский купец и золотопромышленник И.Я. Рязанов, получив 10-летнюю «привилегию» на организацию судоходства между Тобольском и Березовым и далее до Обдорска, в 1859 году построил в Туринске 25-сильный пароход «Иоанн», который в следующем году совершил первый рейс до Березова, ведя за собой караван из трех барж с мукой. Рязанов затратил на подготовку этого рейса полтора года и 71 тысячу рублей, а доходы по завершению рейса составили… 3 тысячи пудов сельдей да 5 пудов рыбьего жира.

Были и другие примеры неудач, связанных не только с коммерческими просчетами, но и высокой аварийностью несовершенных паровых машин, а также необустроенностью водных дорог. Ощутимые убытки возникали из-за вмерзания пароходов и барж на плесах при неожиданно ранних ледоставах и гибели их весной во льдах. Сколько при этом ломалось надежд, планов, судеб! Когда затонул пароход «Взор», его владелец Н. Швецов застрелился. Не обошли беды и пионера обского пароходства Н. Тюфина. В 1876 году у него сгорела баржа с грузом, и еще одна затонула. Ущерб — полмиллиона рублей. Как ни старался Тюфин остаться на плаву, как ни «ершился» со своим последним буксиром «Ерш», а после потери еще трех барж был вынужден продать и буксир, и две оставшиеся баржи, чтобы навсегда расстаться с делом, которому отдал почти всю свою долгую жизнь.

В отличие от купцов-одиночек, компаньоны, а их появлялось все больше, как правило, легче переживали потери, о чем, в частности, свидетельствует уникальная история с «Ермаком». В конце навигации 1854 года он по оплошности помощника капитана напоролся на… собственный якорь, получил пробоину и затонул по самую палубу. Зимой компаньоны «Пользы», не пожалев усилий и средств, с помощью местных жителей выморозили пароход, а по весне сплавили в Томск для успешного ремонта. Более того, не упавшие духом компаньоны изыскали средства для постройки в 1857 году нового парохода «Тоболяк» и не прогадали.

Словом, уже на ранних этапах парового судоходства на Оби его капитаны и «кормчие» взяли верный курс — на объединение средств и усилий в этом нелегком деле. В дальнейшем мы увидим, что этот правильный курс будет востребован и позже, на более высоком организационном уровне.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты