I.5.11.Хронология — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
Строка 168: Строка 168:
  
  
Подготовил к публикации Ю.В. ЧЕРНОВ
+
''Подготовил к публикации'' Ю.В. ЧЕРНОВ
  
Благодарим за участие и содействие в подготовке материала  
+
''Благодарим за участие и содействие в подготовке материала''
  
 
С.И. Поспелова, В.А. Ракова, В.И. Дуданца, В.С. Никифорова,  
 
С.И. Поспелова, В.А. Ракова, В.И. Дуданца, В.С. Никифорова,  
Строка 177: Строка 177:
  
  
 +
'''Литература:'''
  
 
+
<small>
 
+
Литература:
+
 
+
 
+
 
+
 
Г.А. Титов. «Возникновение пароходства в Обь-Иртышском бассейне» (Новосибирское книжное издательство, 1990 г.)  
 
Г.А. Титов. «Возникновение пароходства в Обь-Иртышском бассейне» (Новосибирское книжное издательство, 1990 г.)  
  
Строка 199: Строка 195:
  
 
«На вахте» (газета речников Оби, подшивки разных лет).
 
«На вахте» (газета речников Оби, подшивки разных лет).
 +
</small>

Версия 17:32, 9 января 2013

1834 г. В Тюмени основан первый в Сибири судостроительный завод.


1838 г. На Тюменском судостроительном заводе построен первый пароход «Основа», положивший начало самоходного флота (пароходства) в Обь-Иртышском бассейне.


1854 г. Прибытие в Барнаул первого парохода «Ермак». Котел и машины этого судна были изготовлены в Голландии по заказу томских судовладельцев.


Ноябрь 1879 г. Вынужденная остановка на зимовку в устье речки Самусь парохода «Гагара». С этого года начат отсчет истории Самусьского судоремонтно-судостроительного завода.


1893 г. Первый пассажирский пароход «Кормилец», принадлежащий купчихе Е. И. Мельниковой, начал регулярные рейсы на линии Томск — Тобольск.


17 декабря 1897 г. Владельцы пароходов коммерции советник И.И. Игнатов, казанская 1-ой гильдии купчиха Ольга Петровна Карпова, торговый дом «А. Трапезников и Ко», потомственный почетный гражданин Иван Иванович Казаков, торговый дом «Михаил Плотников и сыновья», бийская 1-ой гильдии купчиха Елена Григорьевна Морозова обратились к министру финансов с ходатайством о разрешении учредить на паях «Товарищество Западно-Сибирского пароходства и торговли».


23 января 1898 г. «Государь император устав сей рассматривать и высочайше утвердить соизволил».


1898 г. Закончено строительство и начата эксплуатация Обь-Енисейского водного пути (канала).


8 февраля 1918 г. Издан Декрет Совета народных комиссаров о национализации Флота России. В Новониколаевске национализация флота была проведена еще раньше — под руководством профсоюзного комитета Яринского затона, председателем которого был т. Новокшенов.


1920 г. В Омске организован Западно-Сибирский округ путей сообщения, в который входил специальный водный отдел. В Томске образовано районное управление водными путями.


10 апреля 1923 г. На основании Декрета о государственных промышленных предприятиях учреждено Западно-Сибирское государственное речное пароходство. Оно управляло судоходством на реках Обь, Енисей, Ангара, Лена и озере Байкал. Правление пароходства первоначально находилось в Омске.


7 июня 1924 г. Переезд правления Западно-Сибирского пароходства из Омска в Новониколаевск.


1 марта 1931 г. На основании телеграфного распоряжения Наркомвода из Западно-Сибирского госпароходства выделяется самостоятельное Иртышское речное пароходство с центром в г. Тобольске.


3-4 апреля 1934 г. состоялся 1-й Новосибирский районный съезд водников.


1934 г. Начало строительства Новосибирского речного порта.


1935 г. Окончание постройки на Барнаульском судоремонтном заводе первого пассажирского парохода «Киров».


1935 г. Начало строительства Новосибирского судоремонтного завода


1936г. На Новосибирском судоремонтном заводе построены первые пароходы.


1941 г. В труднейших условиях войны на Самусь-ском заводе были построены пассажирский пароход «А. Невский» и буксирный пароход «Латвия».


Сентябрь 1941 г. Открыта понтонная переправа в Новосибирске — в двух километрах ниже железнодорожного моста. Для прохода судов плавучий мост разводили лишь на 45 минут в сутки, причем только в ночное время.


1942 г. В тяжелых условиях с мая по сентябрь осуществлена уникальная проводка трех пароходов и газохода с Енисея на Обь по бездействовавшему около 40 лет Обь-Енисейскому каналу.

9 мая 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР вводится военное положение на морском и речном флоте.


9 апреля 1943 г. Открыт Новосибирский речной техникум. С 3 марта 1956 года реорганизован в Новосибирское командное речное училище им. С. Дежнева.


1948 г. На Оби появился новый тип флота — грузовые теплоходы.


1948 г. Закончено строительство парохода «Богдан Хмельницкий» на Самусьском заводе.


1949 г. На Обь прибыла первая партия мощных колесных пароходов проекта 732 с водотрубнымы котлами.


1951 г. Начало внедрения вождения судов методом толкания.


1951 г. На Самусьской РЭБ сдан в эксплуатацию теплоход проекта 544 «Москвич».


1951 г. Открыт Новосибирский институт инженеров водного транспорта (НИИВТ). С июня 1994 г. — Новосибирская Государственная Академия водного транспорта (НГАВТ).


1952 г. Начало генеральной реконструкции Новосибирского речного порта.


2 июня 1954 г. Приказом Министра речного флота № 120 на речном транспорте организованы Транспортно-экспедиционные конторы РечГЭК. В Западно-Сибирском пароходстве — на пристанях Барнаул, Новосибирск, Томск.


18 декабря Западно-Сибирское речное пароходство реоргани-


1954 г. зовано в Обское речное пароходство.


1956 г. Закончено строительство слипа на Новосибирском судостроительном заводе.


1957 г. Начало перевозки пиломатериалов в пакетах.


1960 г. Сдан в эксплуатацию вокзал пристани «Октябрьская» в Новосибирске.


1961 г. Из Феодосии получены первые скоростные теплоходы «Ракета» на подводных крыльях.


1963 г. Весь паровой флот переведен с угля на жидкое топливо.


1965 г. Начало речных перевозок нефти из Тюменской области.


Июнь 1966 г. Пароход «А. Матросов» привел в Новосибирск баржу с первой томской нефтью, открыв тем самым новую грузовую линию.


1969 г. В навигацию 1969 г. экипаж им. «50-летия Великого Октября» пассажирского теплохода «Патрис Лумумба» стал победителем соревнования в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина среди судов пассажирского флота.


29 января 1971 г. Приказом Министра речного флота РСФСР № 10 Обское пароходство переименовано в Западно-Сибирское пароходство.


1971 г. Флот пароходства пополнился современными мощными теплоходами, буксирами «ОТ – 2003» и «ОТ — 2010». Пароходство первым, среди пароходств Сибири и Дальнего Востока, начало осуществлять регулярное движение большегрузных толкаемых составов грузоподъемностью 12 тыс. тонн.


1972 г. Экипаж теплохода «ОТ – 2032» возглавляемый лауреатом Государственной премии СССР В.С. Манаковым освоил вождение большегрузных толкаемых составов грузоподъемностью 24—30 тыс. тонн. Сдан в эксплуатацию слип в Самусьской РЭБ.


1973 г. Сдан в эксплуатацию речной вокзал в Новосибирске.


23 апреля 1973 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в развитие народного хозяйства Западной Сибири, успешное выполнение заданий по перевозке грузов Западно-Сибирское пароходство награждено орденом Трудового Красного Знамени.


1976 г. За успехи достигнутые при выполнении плановых заданий девятой пятилетки, ускорение обработки флота и внедрение передовой технологии Новосибирский речной порт награжден орденом «Знак Почета».


1976 г. На основании приказа Министра речного флота пристань Каргасок переименована в Каргасокский речной порт.


1978 г. За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании, досрочное выполнение народно-хозяйственного плана 1977 г. коллектив пароходства награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.

15 мая 1980 г. За достигнутые успехи в развитии речного транспорта и строительстве судов для освоения нефтегазодобывающих районов Западной Сибири Самусьский судоремонтно-судостроительный завод награжден орденом «Знак Почета».


1981 г. Сдан в эксплуатацию слип в Моряковской РЭБ.


5 февраля 1981 г. За высокую эффективность и качество работы в десятой пятилетке коллектив пароходства награжден переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на Всесоюзную доску Почета ВДНХ СССР.


1984 г. Сданы в эксплуатацию речные пассажирские вокзалы в Барнауле и Томске.


3 ноября 1993 г. Зарегистрировано АООТ «Западно-Сибирское речное пароходство», организованное на базе государственного предприятия Западно-Сибирское речное пароходство


1993 г. Новосибирский речной порт переименован в акционерное общество открытого типа (АООТ) «Новосибирский речной порт».


1993 г. Томский речной порт преобразован в АООТ «Томская судоходная компания».


14 апреля 1999 г. ОАО «Западно-Сибирское пароходство» удостоено сертификата «За успешное развитие бизнеса в Сибири» и официального статуса «Надежный партнер».


Подготовил к публикации Ю.В. ЧЕРНОВ

Благодарим за участие и содействие в подготовке материала

С.И. Поспелова, В.А. Ракова, В.И. Дуданца, В.С. Никифорова,

М.В. Алексанова, В.С. Лесникову, В.В. Захарова.


Литература:

Г.А. Титов. «Возникновение пароходства в Обь-Иртышском бассейне» (Новосибирское книжное издательство, 1990 г.)

В.П. Зачесов, И.А. Рагулин. «Речной транспорт Оби» (Новосибирск, ИПП «Советская Сибирь», 1997 г.)

В.И. Нефедов. «Западно-Сибирское речное пароходство в годы Великой Отечественной войны» (монография, рукопись)

«Капитаны сибирских рек» (Новосибирск, издательская компания «Лада», 2003 г.)

П.А. Словцов. «Историческое обозрение Сибири» (Новосибирск, издательство «Вен-Мер»,1995 г.)

В. Никифоров. «Лицом к Енисею» (Красноярское книжное издательство, 1986 г.)

А.М. Шимко. «Речной транспорт Западной Сибири в 1946—1960 гг.» (Новосибирск, отдел оформления НГАВТ, 2002 г.)

«На вахте» (газета речников Оби, подшивки разных лет).

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты