I.5.1.«Встречь солнца» плыли по рекам

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Взгляните на карту Сибири. Изображения главных ее рек — Оби, Енисея, Лены — удивительно напоминают деревья, упавшие вершинами на юг, а комлями — на север. (У историка Петра Словцова найдете: «воображая системы водные в виде дерев огромных многоветвистых…»). Казалось бы эти реки лежали поперек пути тех, кто пробирался на восток. Но это верно лишь для главных русел рек, особенно в северных широтах. А вот притоки — ветки речных «деревьев» зачастую текут попутно идущим на восток и обратно, к тому же практически переплетаясь «кронами». Словом, если нетрудно представить, как белка перепрыгивает по веткам с одного дерева на другое, точно так же легко представить и то, как первооткрыватели Сибири, двигаясь на ладьях и стругах, могли «перетечь» из одного речного бассейна в другой — более восточный.

Из летописей известно, что уже с ХII века купцы и воины Великого Новгорода через бассейн Северной Двины, поморье и левые притоки Оби проникали на эту реку за пушниной, выменивая ее у северных народов. В 1384 году вооруженный отряд новгородцев сплавился на Обь через ее левый приток Сосьву и, разделившись, «одни воеваша по Оби реке», а другие — «на верху Оби воеваша». Не отставали от новгородцев и великие московские князья, дважды направлявшие в 15 веке свои войска к вогулам и остякам и облагавшие их меховой данью. Великий князь «всея Руси» Иван III с 1488 года присовокупил к своему титулу звание «Югорского», а первый русский царь Иван Грозный с 1562 года именовался еще и «всея Сибирские земли повелителем».

В 1580 году Грозному доложили, что английские мореплаватели Артур Пэт и Чарльз Джекман на двух кораблях намерены направиться к устью Оби на зимовку, а затем попытаться открыть путь в Китай вдоль морского побережья. Этим сообщением Иван Грозный был сильно разгневан и в письме к английской королеве Елизавете резко отверг английский проект, дав понять, что Обь сугубо русская река и самовольное плавание по ней недопустимо.

Интересно отметить, что это первое столкновение английских и русских интересов в освоении Северного морского пути и судоходства по Оби и Енисею, будет иметь продолжение и три века спустя. Освоению и окончательному закреплению Обских путей за Россией способствовали знаменитые походы казачьей дружины Ермака и другие военные экспедиции. Бассейн Иртыша и Оби стал важнейшим транспортным звеном в продвижении русских на восток и торговли со Средней Азией. В 17 веке сложились три основных водных маршрута с использованием волоков из европейской части России в Обской бассейн. Самый северный путь шел вверх по Печоре и ее притокам Уса, Елец и Собь, затем волоком в Обскую Собь — к Березовскому острогу и городку Обдорск (с 1933 года Салехард). Второй путь шел от Соликамска по Вишере, Лозьве и Тавде до Тобольска, а третий — по Иртышу в Обь и ее верховья. В те годы существовали разные способы передвижения судов по рекам — весла, шесты, конная и людская бичева, а при попутном ветре — парус. Весьма разнообразились и сами суденышки — плоскодонные дощаники длиною 20 и более метров, шитики, шнявы, струги. На ладьях и барках ходили «служилые» — приказные, сборщики подати, стрельцы. В низовья Оби обычно сплавлялись на баркасах грузоподъемностью до 5-7 тысяч пудов и плотах в 25-30 бревен, несших 500-600 пудов груза. Весь этот маломерный деревянный флот нещадно трепали и выводили из строя волны, льды и перекаты. «Хватские» люди, среди которых было немало вятичей, известных своими плотницкими талантами, работали, что называется, не покладая рук. В сложившихся к концу XVII века центрах судостроения — Верхотурье, затем Туринске и Тюмени ежегодно спускалось на воду до ста и более дощаников и ладей. Наиболее крупные дощаники для Севера изготовлялись в Тобольске. Самостоятельный судовой промысел процветал и в Томске. Так, тамошний плотник Петр Терентьев летом 1657 года продал купцам пять судов. Торговал судами и Петр Городел со товарищи. Кроме того, к судовому делу привлекались горожане и селяне на основании обязательной повинности — как на постройке судов, так и их проводке с последующей обработкой грузов. Особенно интенсивными были перевозки товаров по Оби — с промыслового Севера везли рыбу, тюлений и рыбий жир, пушнину; с юга — хлеб, соль и предметы домашнего обихода.

Таковым — довольно примитивным — было судоходство на Оби вплоть до 19 века. Виною тому был, в частности, и административный фактор. Так один из правительственных органов с мудреным названием «Комитет, учрежденный для начертания общего плана сухопутных и водяных сообщений империи» официально утверждал, что в Сибири, сухопутное сообщение более соответствуют ее торговому движению нежели водяные пути. Несправедливость подобного мнения очевидна, но за ним скрывались местнические соображения, о которых говорил генерал-губернатор Западной Сибири П.Д. Горчаков. Когда один из первых пароходостроителей Мясников попытался наладить судостроение в Обь-Иртышском бассейне, государственный муж заявил, что это «зловредная затея» подорвет «извозный промысел, от которого местные жители зарабатывают 1,5 млн рублей в год, благодаря чему исправно платят подати». И все же, несмотря на подобные препоны, жизнь и все возрастающие грузопотоки в освоении сибирских просторов требовали и брали свое.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты