I.4.23.Счастливого пути!

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Пассажирские перевозки в работе Западно-Сибирской железной дороги занимают особое место, ибо их организация затрагивает интересы сотен тысяч людей, проживающих не только в районах тяготения к дороге, но и далеко за их пределами.

В 1980-е годы в пригородах Новосибирска и других городов региона начался бурный рост дачных и садоводческих обществ. Это повлекло за собой резкое увеличение пригородных перевозок, призванных обеспечить «дачный бум». Для дальнейшего совершенствования организации перевозок пассажиров и повышения культуры их обслуживания началась серьезная реорганизация пассажирского хозяйства дороги. В 1987 году созданы Омская и Новокузнецкая дирекции по обслуживанию пассажиров, в 1992 году — Новосибирская, в 1995 — Алтайская.

Перспективы дальнейшего развития и совершенствования услуг железнодорожного транспорта определили решения Всероссийского съезда железнодорожников в 1996 году. Они предусматривали выделение пассажирского комплекса на самостоятельный баланс. Для повышения эффективности работы хозяйства и улучшения обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах в 1997 году была создана Западно-Сибирская дирекция по обслуживанию пассажиров, которая объединила весь пассажирский комплекс дороги. В состав дирекции вошли 43 вокзала, из них 2 внеклассных (Новосибирск-Главный и Омск), 3 вокзала первого класса (Барнаул, Новокузнецк, Томск), 5 вокзалов второго класса (Кемерово, Барабинск, Карасук, Белово, Тайга) и 33 вокзала третьего класса; кроме того, сюда вошло 270 пассажирских зданий и павильонов.

За период с 1977 года по 1999 год на дороге было отремонтировано более 70 вокзалов и 140 посадочных платформ.

Отдельного разговора заслуживает вокзал Новосибирск-Главный, один из крупнейших в России. Ежегодно он обслуживает 15,5 млн пассажиров. Сегодня это огромный комплекс со всеми видами услуг, необходимых пассажирам. В июне 1997 года после капитального ремонта открылся второй этаж вокзала, в декабре 1998 года — первый этаж.

Обновленные помещения вокзала впечатляют простором и чистотой, современностью интерьера, который достигнут благодаря отделке стен и потолка благородными природными материалами — мрамором и гранитом, наличию витражей и уникальных люстр, зимнего сада, дверей и оконных блоков из натурального дуба. Здесь все отвечает требованиям по созданию комфортных условий для пассажиров.

Вокзал Новосибирск-Главный представляет собой своеобразную «визитную карточку» магистрали. Однако дорога продолжает прирастать новыми вокзалами: в 1999 году сданы в эксплуатацию еще два вокзала — Томск-II и на станции Москаленки в Омской области. С вводом их в строй на дороге внедряются и современные технологии обслуживания пассажиров, в том числе и прекрасно зарекомендовавшая себя система по продаже билетов «Экспресс-2».

В соответствии с принятой на дороге концепцией, каждый вокзал Западно-Сибирской дирекции является не только железнодорожным подразделением, но и центром активной общественной жизни с широким набором торговых, страховых, банковских и гостиничных услуг.

К концу 1999 года на 292 станциях дороги открыто 380 билетных касс. Пассажиров обслуживают 3,9 тыс. вокзальных работников, из них 1,5 тыс. билетных кассиров. Подавляющее большинство проездных документов оформляется через систему «Экспресс-2», к которой подключены 334 кассовых терминала. Для оформления проезда в пригородном сообщении кассы оснащены 509 билетопечатающими машинами.

На Западно-Сибирской железной дороге заботятся и о любителях зимнего отдыха. В выходные дни сотни лыжников отправляются к живописным склонам Горной Шории на специальном туристическом поезде.

В 1999 году Западно-Сибирская дирекция по обслуживанию пассажиров формирует десять фирменных поездов: «Сибиряк» (Новосибирск — Москва), «Иртыш» (Омск — Москва), «Томич» (Томск — Москва), «Алтай» (Барнаул — Москва), «Кузбасс» (Кемерово — Москва), «Новокузнецк» (Новокузнецк — Москва), «Омич» (Омск — Санкт-Петербург), «Дружба» (Омск — Караганда), «Сибирская нива» (Новосибирск — Карасук).

Каждый из фирменных поездов дороги примечателен и хорош по-своему, но лучшим из них, безусловно, был и остается первенец фирменного обслуживания — поезд «Сибиряк». В 2000 году ему исполнилось 35 лет, и к этой дате он сам преподнес себе подарок: занял первое место среди фирменных поездов Западно-Сибирской магистрали.

Важнейшими структурными единицами в составе Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров являются пять пассажирских вагонных депо — Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк и Томск. Они обеспечивают качественный ремонт вагонов и всех систем вагонного оборудования, опираясь при этом на передовую технологию, автоматизацию и механизацию.

Ведущим по значению и по объему работ является пассажирское вагонное депо Новосибирск. Наилучших произведенных показателей коллектив депо достиг во второй половине 1980-х годов, когда начальником депо стал В.К. Копыл. Заслуженный работник транспорта, почетный железнодорожник, он внес большой личный вклад в расширение всех основных подразделений депо.

С окончанием строительства объектов технической станции коренным образом изменилась технология обслуживания пассажирских вагонов и поездов, а также созданы нормальные бытовые условия для работников депо.

1990-е годы для новосибирских вагонников ознаменовались внедрением ресурсосберегающих технологий и автоматизированных систем управления и диагностики скрытых дефектов. Депо создало собственную метрологическую службу, впоследствии получившую право ведомственной проверки линейно-угловых средств измерения, электрических измерительных приборов и манометров.

Ремонтно-поверочный пункт (РПП) стал располагать всем необходимым оборудованием — до электронного микроскопа включительно. Создание собственного РПП, помимо оперативности выполнения поверок, позволило избежать значительных расходов на проверку этих приборов в государственном центре стандартизации и метрологии.

1993 год положил начало компьютеризации производственных процессов и созданию — с помощью компьютерного оборудования — автоматизированных рабочих мест (АРМ). Разработано и внедрено 14 программ, 9 из которых на счету у работников депо.

В последнее время в вагонных депо Западно-Сибирской дирекции по обслуживанию пассажиров введены в эксплуатацию шесть установок упрочнения деталей вагонов индукционно-металлургическим способом. Это позволило повысить срок их службы в 6-8 раз и тем самым добиться существенной экономии.

В феврале 2000 года введено в эксплуатацию новое ремонтно-экипировочное депо Кемерово, где сегодня производится деповской и капитальный ремонты пассажирских вагонов — с применением современных технических средств и ресурсосберегающих технологий. Депо рассчитано на оздоровление до 150 вагонов в год.

Станция Новосибирск-Западный
Станция Новосибирск-Западный

В рамках реформирования железнодорожного транспорта на Западно-Сибирской магистрали с августа 1998 года начал проводиться первый на сети российских дорог эксперимент: создана компания пригородных пассажирских перевозок — открытое акционерное общество «Экспресс-пригород». Задачи эксперимента объясняются стремлением руководства дороги уйти от убытков, которые неизбежно сопровождают перевозки людей в электричках, создать стабильные пассажиропотоки и в конечном итоге добиться того, чтобы получать от людей не нарекания, а благодарности. Учредителями общества стали Западно-Сибирская дорога и администрация Новосибирской области. «Экспресс-пригород» взял на себя образцовую организацию пригородных перевозок. Заметно повысился уровень обслуживания пассажиров, появились более комфортабельные электрички, удлинились после изучения пассажиропотоков отдельные маршруты, вошли в практику так называемые «сквозные» электропоезда, объединяющие стыкующиеся маршруты «в одно плечо». И закономерный результат: опыт «Экспресс-пригорода» рекомендован для распространения на сети дорог.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты