I.4.11.Великая Отечественная — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
Строка 49: Строка 49:
 
----
 
----
  
[[I.4.9.Надежные пути|Пред. стр.]] | [[I.4.ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ СИБИРИ (Западно-Сибирская железная дорога)|Содержание]] | [[I.4.11.Великая Отечественная|След. стр.]]
+
[[I.4.10.Женский труд в неженских профессиях|Пред. стр.]] | [[I.4.ГЛАВНАЯ МАГИСТРАЛЬ СИБИРИ (Западно-Сибирская железная дорога)|Содержание]] | [[I.4.11.Великая Отечественная|След. стр.]]

Версия 20:22, 8 января 2013

Война! Это слово неожиданно ворвалось в жизнь сибиряков. По всем городам и поселкам прошли стихийные митинги, где собравшиеся осуждали вероломную фашистскую агрессию, клялись до последней капли крови защищать свою Родину, не покладая рук работать над укреплением ее обороноспособности.

Такие митинги прошли на всех предприятиях Томской и Омской железных дорог. Тысячи железнодорожников разных возрастов и профессий обратились в военкоматы с просьбой направить их добровольцами на фронт.

Вот как описывала «Советская Сибирь» от 23 июня 1941 года реакцию железнодорожников на объявление войны: «С чувством высокого долга и ответственности перед страной встретил правительственное сообщение об объявлении войны многотысячный коллектив Томской железной дороги. На крупных узлах, на маленьких линейных станциях и разъездах — всюду с утроенной энергией исполняют транспортники свои трудовые обязанности, обеспечивают бесперебойное движение поездов. На многочисленных митингах, состоявшихся вчера днем и вечером, железнодорожники продемонстрировали свое единство и сплоченность, заявили свою готовность выполнить любое задание партии и правительства, помочь доблестной Красной Армии вдребезги разбить зарвавшегося агрессора, посягнувшего на священные рубежи советской земли».

На митинге предприятий Новосибирского узла присутствовало свыше тысячи человек. В выступлениях звучали решимость бороться с врагом, уверенность в скорой победе Красной Армии.

Многолюдные митинги состоялись на станциях Белово, Тайга, Барабинск. На них пришли практически все рабочие и служащие железнодорожных предприятий. Как сообщила газета «Железнодорожник Кузбасса», 23 июня 1941 года прямо на митинге коллектива паровозного депо Инская 300 рабочих написали заявления о приеме их добровольцами в Красную Армию.

От мужчин не отставали и женщины. 23 девушки-комсомолки во главе с секретарем комитета ВЛКСМ станции Омск-Пассажирский И. Лониной в первые же дни войны подали в военкомат коллективное заявление. Они писали: «Просим принять нас в ряды действующей Красной Армии, которая призвана уничтожить фашистских поджигателей войны. Мы заверяем партию и правительство, что вместе с доблестной Красной Армией будем мужественно защищать нашу социалистическую Родину. Пусть знают фашистские собаки, что великий советский народ сумеет отстоять свою национальную независимость, разгромить врага».

Машинисты депо Новосибирск Н. Коротков и И. Девятухин заявили, что «будут чувствовать себя на паровозе, как на танке!». Призвали всех машинистов проявить максимум дисциплины и ответственности, приходить к машине за несколько часов до поездки, чтобы приготовить все необходимое, экономить каждый грамм угля. Сами они только за одну поездку экономили более тонны угля. Коротков заявил корреспонденту «Советской Сибири», что его экипаж готов пойти на любой участок работы, водить паровозы любой серии, в любом направлении. Если придется идти на фронт, они готовы. В семье каждого паровозника найдется кому заменить их на транспорте. Например, шестнадцатилетний сын Девятухина ездит с отцом как кочегар. «Все мы сейчас — наши дети, наши жены, все наши близкие — живем одной мыслью: все силы на борьбу с фашистскими разбойниками. Все для обороны Родины! Все для победы над фашистскими гадами!»

Война потребовала перестройки. Прежде всего, необходимо было обеспечить быструю доставку военных грузов по назначению, бесперебойную работу всех транспортных служб, мобилизовать железнодорожников на самоотверженный труд по обеспечению потребностей в перевозках фронта и тыла.

В первые же часы войны в Народный комиссариат путей сообщения были вызваны все заместители наркома, руководители управлений, ведущие специалисты. Объявлена перестройка работы в военных условиях. На следующий день 23 июня был подписан приказ наркома о введении с 18 часов 24 июня на 44 дорогах воинского графика движения поездов.

В графике предусматривалось первоочередное продвижение воинских эшелонов и транспортов, максимальное использование пропускной способности линий, обеспечение четкой работы станций. В отличие от графика мирного времени воинский был параллельным, то есть время хода по перегонам и стоянки на станциях по техническим нуждам приняты для всех поездов одинаковыми. Это позволило предусмотреть в графике максимальное количество поездов. Весовые нормы воинских эшелонов и транспортов были унифицированы, размеры пассажирского движения, как дальнего, так и пригородного, сокращены до минимума. Воинский график позволил правильно рассчитать и перераспределить технические средства и кадры с учетом загрузки тех или иных направлений, стал основой перестройки эксплуатационной работы.

Одновременно с введением воинского графика осуществлялся весь комплекс мероприятий по выполнению массовых воинских перевозок. По приказу НКПС руководители железных дорог и политотделов к 14 часам 23 июня командировали на крупные узлы и сортировочные станции специалистов из управлений дорог и политработников для организации бесперебойного пропуска поездов.

Надо отметить, что перестройка железнодорожного транспорта на военный лад не заняла много времени. Вступило в действие так называемое «Мобилизационное наставление по работе в военное время», разработанное по секретным инструкциям еще до войны и хранившееся во всех подразделениях железнодорожного транспорта.

На Томской и Омской железных дорогах мобилизация прошла в очень короткие сроки: сказались учебные мероприятия, регулярно проводившиеся до войны во всех подразделениях. Сработала четко система связи и оповещения.

Когда 22 июня 1941 года была получена телеграмма с объявлением мобилизации, то передача ее по всем связевым каналам была произведена за 24 минуты вместо плановых 29. Раньше планового закончилась доставка правительственной телеграммы руководителям отделений.

23 июня уже на всех станциях Омской и Томской дорог были введены новые графики и расписания движения поездов, подготовлен подвижной состав под погрузку военных грузов, начата подготовка к приему раненых и эвакуированных. На крупных станциях формировались постоянные и временные военно-санитарные поезда, создавались продовольственные и медицинские пункты, санпропускники.

В связи с вынужденным в военных условиях размещением производительных сил в стране особую роль стали играть железнодорожные магистрали Урала, Сибири и Средний Азии. Грузонапряженность их намного возросла. В III квартале 1941 года по сравнению с первым полугодием суточная погрузка только на Томской дороге увеличилась на 38 процентов.

Правительство, оценивая сложившуюся ситуацию, изменило распределение капиталовложений в транспорт. Основные средства стали выделяться на строительство и поддержку линий прифронтовых и тыловых территорий, в том числе узлов и магистралей Урала и Сибири, где сосредоточилась основная военно-промышленная база страны.

Задача состояла в том, чтобы мобилизовать все население на борьбу с врагом. 30 июня 1941 года совместным решением Президиума Верховного Совета, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО), в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти. В целях быстрейшего развития военной экономики был создан ряд Наркоматов и Управлений, изменена структура государственных и партийных органов, усилена централизация, повышена роль партийных организаций в решении хозяйственных вопросов. «Все для фронта, все для победы!» — стало боевым повседневным лозунгом.

Митинг в паровозном депо Инская. Июль 1941 г.
Митинг в паровозном депо Инская. Июль 1941 г.

Со всей ответственностью отнеслись к перестройке в военных условиях железнодорожники Западной Сибири. Огромные трудности были связаны с тем, что Омской и Томской железным дорогам предстояло, кроме воинских перевозок на запад, осуществить значительные эвакуационные перевозки на восток. О масштабах этих перевозок свидетельствует увеличение погрузки и выгрузки на дорогах в конце 1941 года в несколько раз по сравнению с довоенными. Узлы и станции работали с большим напряжением: выгрузка на Омском и Новосибирском узлах в сентябре-октябре 1941 года возросла в 3 раза, на Кемеровском, Томском, Барнаульском, Рубцовском, Новокузнецком — в 1,5-2 раза. В отдельные дни станция Чулымская пропускала в 2-3 раза больше поездов, чем в мае 1941 года.

Перевозки, не имевшие оборонного значения, были сокращены до минимума. Встала проблема площадей для размещения эвакопунктов, санпропускников, продовольственных распределителей. Возникла необходимость в строительстве дополнительных подъездных путей от станций к предприятиям. Потребовалось увеличение мощности электрооборудования и водоснабжения.

В мобилизации железнодорожников на выполнение этих задач активно участвовали Новосибирский и Омский обкомы, Алтайский крайком партии, политотделы Томской и Омской дорог.

На состоявшемся 6 сентября 1941 года в политотделе Томской дороги совещании партийно-хозяйственного актива было отмечено, что дорога справится с объемом военных перевозок в том случае, если партийные организации и политотделы сумеют мобилизовать все имеющиеся резервы, развернуть и возглавить социалистическое соревнование.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты