I.4.10.Женский труд в неженских профессиях

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Первой женщиной машинистом на Омской дороге стала в 1936 году М. Горбач-Баневич. На участке Омск — Татарская она провела поезд, вес которого почти вдвое превышал норму, за что нарком наградил ее знаком «Почетному железнодорожнику». Помощник машиниста В. Панина была награждена значком «Ударнику Сталинского призыва», а кочегар В. Плотникова — именными часами.

Важное значение имело распространение опыта стрелочницы А. Неудахиной, участницы Первого Всесоюзного совещания стахановцев промышленности и транспорта (1935 год). Работая на станции Омск-Пассажирский, А. Неудахина обратилась через печать ко всем стрелочникам Транссибирской магистрали с призывом работать по-стахановски, по-кривоносовски. В своем обращении Неудахина писала:

«...Чтобы стрелочнику стать стахановцем-кривоносовцем, для этого надо:

1. Быть бдительным и дисциплинированным, как часовому у порохового склада.

2. Чтобы стрелки были... чистехоньки и всегда в полном порядке.

3. Работать с душой и умом, честно и добросовестно, без аварий и крушений.

4. Надо не только по теории сдать государственный техминимум на «отлично», но и на практике знать весь механизм стрелки.

5. Правила сигнализации знать на «отлично».

6. Не только самому работать хорошо, но и учить, воспитывать отстающих». Почин Неудахиной был широко подхвачен, на станциях дороги развернулось движение «За образцовую стрелку», «За стахановскую стрелку». Политотдел, профсоюз и спортивное общество «Локомотив» Омской организовали лыжный поход до Новосибирска с целью пропаганды и разъяснения опыта А. Неудахиной.

Говоря о стрелочниках, нельзя не упомянуть Е. Попову, работавшую на станции Инская, которая в 1936 году стала первой на дороге женщиной-оператором механизированной горки.

В ноябре 1938 года в депо Барнаул впервые на Томской дороге открылись женские курсы помощников машиниста. Вспоминает В. Калугина: «Шесть месяцев я упорно училась на этих курсах. И вот настал долгожданный день, когда меня назначили помощником машиниста. Радушно встретил меня на паровозе механик тов. Саксонов. В первые же дни я помогла ему навести порядок на локомотиве, а он начал меня знакомить с техникой управления машиной.

С тех пор прошло полгода. Я крепко полюбила паровоз. Ухаживаю за ним заботливо и внимательно. Ни одной аварии мы не допустили, ни одного брака в работе...» Те же курсы в Барнауле окончила А. Порватова и стала работать помощником машиниста, а позже, окончив курсы машинистов, работала машинистом и старшим машинистом паровоза серии ЭМ743-23 имени 8 Марта, который полностью обслуживали три женские бригады.

К концу 1939 года в Барнаульском депо работали помощниками машиниста 28 женщин. В течение того же года 87 женщин Барнаульского отделения овладели другими железнодорожными профессиями и успешно трудились.

Годы первых пятилеток проходили в обстановке напряженного созидательного труда и ознаменовались для западносибирских железнодорожников крупными производственными достижениями. Однако творческим и производственным планам сибирских железнодорожников, как и всего советского народа, не суждено было осуществиться. Приближалось 22 июня 1941 года...



Пред. стр. | Содержание| След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты