I.4.10.Женский труд в неженских профессиях — различия между версиями
Ekaterina (обсуждение | вклад) |
Ekaterina (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 34: | Строка 34: | ||
---- | ---- | ||
− | [[I.4.9.Надежные пути|Пред. стр.]] | [[I | + | [[I.4.9.Надежные пути|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:I Том|Содержание]]| [[I.4.11.Великая Отечественная|След. стр.]] |
Текущая версия на 12:46, 10 января 2013
Первой женщиной машинистом на Омской дороге стала в 1936 году М. Горбач-Баневич. На участке Омск — Татарская она провела поезд, вес которого почти вдвое превышал норму, за что нарком наградил ее знаком «Почетному железнодорожнику». Помощник машиниста В. Панина была награждена значком «Ударнику Сталинского призыва», а кочегар В. Плотникова — именными часами.
Важное значение имело распространение опыта стрелочницы А. Неудахиной, участницы Первого Всесоюзного совещания стахановцев промышленности и транспорта (1935 год). Работая на станции Омск-Пассажирский, А. Неудахина обратилась через печать ко всем стрелочникам Транссибирской магистрали с призывом работать по-стахановски, по-кривоносовски. В своем обращении Неудахина писала:
«...Чтобы стрелочнику стать стахановцем-кривоносовцем, для этого надо:
1. Быть бдительным и дисциплинированным, как часовому у порохового склада.
2. Чтобы стрелки были... чистехоньки и всегда в полном порядке.
3. Работать с душой и умом, честно и добросовестно, без аварий и крушений.
4. Надо не только по теории сдать государственный техминимум на «отлично», но и на практике знать весь механизм стрелки.
5. Правила сигнализации знать на «отлично».
6. Не только самому работать хорошо, но и учить, воспитывать отстающих». Почин Неудахиной был широко подхвачен, на станциях дороги развернулось движение «За образцовую стрелку», «За стахановскую стрелку». Политотдел, профсоюз и спортивное общество «Локомотив» Омской организовали лыжный поход до Новосибирска с целью пропаганды и разъяснения опыта А. Неудахиной.
Говоря о стрелочниках, нельзя не упомянуть Е. Попову, работавшую на станции Инская, которая в 1936 году стала первой на дороге женщиной-оператором механизированной горки.
В ноябре 1938 года в депо Барнаул впервые на Томской дороге открылись женские курсы помощников машиниста. Вспоминает В. Калугина: «Шесть месяцев я упорно училась на этих курсах. И вот настал долгожданный день, когда меня назначили помощником машиниста. Радушно встретил меня на паровозе механик тов. Саксонов. В первые же дни я помогла ему навести порядок на локомотиве, а он начал меня знакомить с техникой управления машиной.
С тех пор прошло полгода. Я крепко полюбила паровоз. Ухаживаю за ним заботливо и внимательно. Ни одной аварии мы не допустили, ни одного брака в работе...» Те же курсы в Барнауле окончила А. Порватова и стала работать помощником машиниста, а позже, окончив курсы машинистов, работала машинистом и старшим машинистом паровоза серии ЭМ743-23 имени 8 Марта, который полностью обслуживали три женские бригады.
К концу 1939 года в Барнаульском депо работали помощниками машиниста 28 женщин. В течение того же года 87 женщин Барнаульского отделения овладели другими железнодорожными профессиями и успешно трудились.
Годы первых пятилеток проходили в обстановке напряженного созидательного труда и ознаменовались для западносибирских железнодорожников крупными производственными достижениями. Однако творческим и производственным планам сибирских железнодорожников, как и всего советского народа, не суждено было осуществиться. Приближалось 22 июня 1941 года...