I.10.1.Так было…

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

1

На территории первых поселений, давших начало Закаменскому району и самому Новониколаевску, располагалось множество мелких артелей, кустарных мастерских, небольших заводов, лесопилок и пристаней, в течение всего двух-трех лет возникших в пойме Оби и Каменки. Именно они исторически оказались первыми промышленными предприятиями молодого сибирского города. Среди них числился и небольшой лесозавод, превратившийся за прошедшие с тех пор годы, в ОАО «Большевик».

На протяжении своего существования предприятие пережило несколько крупных пожаров. Вместе со стенами сгорали документы, заводские архивы. К сожалению, на самом заводе не сохранилось практически никаких исторически важных документов. Лишь в государственных и бывших партийных архивах Москвы, Томска и Новосибирска можно обнаружить разрозненные документы, позволяющие прояснить историю завода от первых дней.


2

В июле 1894 года в Сибири началось строительство железнодорожной магистрали. На берегах рек Оби и Каменки застучали топоры. Пришлые артели, крестьяне, желавшие подзаработать, выполняли земляные работы, валили и вывозили лес, доставляли шпалы и дрова.

Проходная завода "Большевик" (наши дни)
Проходная завода "Большевик" (наши дни)

Скапливаются штабеля сплавленных по Оби бревен. В поселке Гусевка, где жили мостостроители, собирается основная масса плотников и столяров. Здесь формировались профессионально владеющие топором и столярным инструментом бригады и артели. Здесь же в это время встают первые лесопилки, исправно превращающие бревна в шпалы и доски. По документам городской управы в строительстве моста участвовала целая, по тем временам, армия рабочей силы — около пяти тысяч человек. Среди них числилось 40 плотников. Кто же такие были эти первые новониколаевские деревянных дел мастера? Поимённых списков от тех времен не осталось. Но мужики, наверняка, были «косой сажени в плечах» — мощными, кряжистыми, способными перемещать вековые сосны и кедры, распиливать и обтесывать массивные бревна. Они, собственно, и стали первыми представителями рабочего населения будущего города.

С открытием построенного участка сибирской железной дороги в 1896 году появились акционерные общества, банки, стали развиваться местная лесная и деревообрабатывающая промышленность, речной транспорт, торговля. К этому времени разрастающийся поселок называли Новониколаевским.

Новониколаевская пристань к концу 1890-х годов стала одной из самых оживленных на Оби. В огромном количестве требовались строительные материалы. Появлялись все новые дома, возводились предприятия. Сотни плотников и столяров зарабатывали себе на жизнь, строя будущий город.

Лесная промышленность города к этому времени была представлена одним из первых местных предприятий — лесопильным заводом императорского Кабинета, построенном на берегу Оби в 1895 году. Некоторые исследователи середины прошлого века в материалах по истории Новосибирска предположительно высказывались, что именно этот завод можно было бы считать родоначальником «Большевика», но точных фактов не доставало. Не все еще дореволюционные архивы были разобраны к тому времени, да и доступ ко многим документам оставался затруднен.


3

Застройка города, тогда еще поселка, начиналась стихийно. На территории будущего Октябрьского района, между железной дорогой и берегом Оби, на овражном рельефе образовался участок самовольных застройщиков, избегавших арендной платы. Улицы тянулись вверх и вниз по обрывистым берегам. Каждую весну кое-как слепленные избы то перекашивались, то рушились после таяния снега и весенних дождей. За территорией на много десятилетий закрепилось название Нахаловка, возникшее, видимо, по причине нахального захвата места для жилья.

Новониколаевский поселок строился. Около Оби бессистемно возникали улицы, появлялись уже не только бараки и избы, где жил рабочий люд, но и один за другим добротные дома более обеспеченных граждан. Возникали артели, предприятия… В большом количестве требовался строительный лес. Хотя в документах, относящихся к первому периоду истории города, нет никаких указаний, где и как производилась распиловка бревен, понятно, что на это работала не одна лесопилка.

В Новониколаевск тех времен царила атмосфера поселков времен «золотой лихорадки». Сюда съезжались и позже оседали люди, желавшие быстро заработать. Быт и нравы, царившие здесь, часто становились темой уголовной хроники. Для все возрастающей массы пришлого народа не хватало жилья.

Ненамного лучше обстояли дела и в начале прошлого века. «Спят прямо на полу, всегда грязном. Коек нет, нет матрацев», — писала газета «Сибирская жизнь» в 1906 году о жильцах, ютившихся в одной из мастерских. Часто рабочие пользовались тесными наемными квартирами частников, ставили дощатые домики, бараки и землянки, не отвечавшие самым минимальным требованиям санитарии. Строили их на окраинах, где всегда ощущалась нехватка воды, или в оврагах вдоль Каменки, рядом с водосточными канавами и выгребными ямами.

Но город рос стремительно, и к 1913 году в Новониколаевске насчитывалось 102 улицы с 350 кварталами. Картина раннего утра выглядела совершенно городской. По утрам на улицах появлялись чиновники и купцы, спешившие на службу и в лавки; толпы рабочих, державших путь на пристань, в депо и на мельницы, и извозчики — на своих экипажах, таратайках, телегах и бричках. Пароходные и паровозные гудки перекликались с пением петухов, мычанием и блеянием многочисленных стад, идущих на загородные пастбища. Горожане повсеместно держали лошадей, коров, свиней, овец и коз.

На втором десятилетии своего существования Новониколаевск стал играть заметную роль во всех областях социально-экономической жизни Сибири. По вывозу лесных и древесных материалов он уступал только станции Тайга. Более 90 процентов промышленной продукции выпускали предприятия фабричного типа, среди которых упоминаются и лесопильные заводы.

Деревообрабатывающую промышленность Новониколаевска к этому времени представляли расположенные между частными пристанями два лесопильных завода, оборудованных передовой для тех времен техникой — пилорамами. Оба завода выпускали пиломатериалы для местных нужд и вывоза в другие районы Сибири. Лес для распиловки поступал по Оби и хранился на берегу в складе, самом крупном на протяжении реки.

Весной 1912 года газета «Обская жизнь» в статье «Ужасный случай» описала событие, произошедшее на казенном лесопильном заводе. В плохо огражденную ременную передачу ремнем захватило и затянуло на валы масленщика. «Тело его, обмотавшись вокруг вала, остановило действие машины, — свидетельствовала газета, — и несчастного сняли с вала уже мертвым». Из-за плохой техники безопасности подобное происшествие произошло и на лесопильном заводе Чернышева. Ночью 29 февраля 1912 года рабочий Нечаев, обслуживающий доставку леса с берега в цех с помощью вагонеток, попал в шкив вала между канатами, приводившими в движение вагонетки. «Рабочего подняло к шкиву, его ноги оказались зажатыми приводным ремнем. Машину остановили. В течение полутора часов Нечаев с раздавленными ногами висел вниз головой, потому что хозяин не соглашался рубить стальной канат».

Эти строчки газетных публикаций, повествующие об трагических событиях, тем не менее впервые документально представляют нам конкретные названия и свидетельствуют, что в 1912 году в Новониколаевске существовало два оснащенных самостоятельных деревообрабатывающих предприятия с цехами и оборудованием. Первый — казенный лесопильный завод Кабинета, второй — лесозавод Торгового дома Чернышева.

С началом Первой мировой войны потребность в строительных материалах значительно уменьшилась, и оба лесопильных завода работали вполсилы. Сократилось число заказов, меньше стало поступать сплавного леса, резко снизилось количество отходов, идущих обычно на дрова. И с осени 1915 года в Новониколаевске усилился «дровяной голод».

Газета «Сибирская жизнь» сообщала в те дни, что «к предстоящей зиме запаслись топливом лишь богатые купцы, дрова скуплены за бесценок двумя-тремя скупщиками, которые наживаются за счет бедственного положения большинства городского населения». Попытки завезти дрова издалека не удавались, так как железнодорожных вагонов не хватало даже для военных перевозок. Управление Алтайского округа, используя обстановку, повысило цены на лесорубочные билеты, а новониколаевские торговцы взвинтили цены на дрова. Городской думой создавалась даже комиссия по борьбе с дороговизной.

И хотя к этому времени в Новониколаевске появился и третий лесопильный завод, упоминание о котором встречается в более поздних документах, эти три предприятия даже вместе, и именно потому, что работали не в полную силу, не могли обеспечить нужды города в дровах, являвшихся обычно отходами обработки сплавного леса.

Именно одно из этих трех предприятий, фигурирующих в документах к началу войны под названиями Лесозавод № 1, Лесозавод № 2, Лесозавод № 3, и было дореволюционным «предком» «Большевика». Сведений об этих предприятиях отыскалось немного. Лесозаводы были небольшими и упоминались в городских документах нечасто.



Пред. стр. | Содержание| След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты