I.1.ПРЕДИСЛОВИЕ — различия между версиями

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 18 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
    Вы раскрыли первую книгу многотомной «ИСТОРИИ  ПРОМЫШЛЕННОСТИ  НОВОСИБИРСКА». Труд профессиональных историков, писателей, журналистов. Про-ект, аналогов которому в современной России еще не было. Но читателю он будет инте-ресен не только своим объемом, полнотой, событиями и фактами, скрупулезно отобран-ными из более чем вековой истории промышленности нашего города. Убежден, что не-легкие проблемы современности можно понять, только осмыслив опыт давнего и не очень давнего прошлого.
+
[[файл:celko.jpg|thumb|alt=А.В. Целько|А.В. Целько]]
      Рубеж столетий, как правило, отмечает тот момент, когда все уже произошло, и в то же время все памятно, ничто еще не забыто, хотя ушедший век и исчезает стреми-тельно в небытии.  Но долго еще он будет сообщать свои свойства новой эпохе.
+
''Вы раскрыли первую книгу многотомной «Истории промышленности Новосибирска». Труд профессиональных историков, писателей, журналистов. Проект, аналогов которому в современной России еще не было. Но читателю эти книги будут интересны не только полнотой изложения событий и фактов, скрупулезно отобранных из более чем вековой истории промышленности нашего города. Убежден, что непростые проблемы современности можно понять, только осмыслив опыт прошлого, ибо прошлое это фундамент, на котором строится настоящее и будущее.''
      Принято считать, что наше будущее определяется нашим прошлым.  Но с такой же уверенностью можно считать, что наше прошлое и наше будущее всегда зависят от нашего настоящего, от того, как мы живем сейчас, как думаем, что делаем, и что постав-лено во главу угла нашей жизни.  Ни для кого не секрет, что именно сейчас формируются качество и направление нашей будущей жизни.  Мы все поумнели за последние годы.  То-ропливые и непродуманные попытки создать новую экономику России на основе полуры-ночных, полусовковых, полукриминальных отношений захлебнулись, не могли не захлеб-нуться.  Сегодня наши экономисты и политики начинают говорить о реальной экономике, о развитии производства, об освоении и строительстве, о поиске точек опоры.  И одна из этих точек опоры  -  наше трагическое и великое прошлое.  К сожалению, многое из того, что было создано, построено, организовано, завоевано в прежние годы, мы уже потеряли.  Тем бережнее надо относиться к тому, что мы еще в силах сохранить.  Из прошлого опыта надо отбирать лучшее и, даже, учиться у него.  Не стоит начинать с нуля.  Фундамент был заложен на десятилетия, если не на столетия.  Мы много сейчас говорим о возрождении России.  О возрождении, а не о начале строительства на пустом месте.
+
      31 мая 1897 года после испытания с нагрузкой в четыре паровоза был торжест-венно открыт мост через Обь  -  образец русского инженерного искусства, надежный и красивый.  Можно считать, что именно с него началась история нашей дороги, нашего го-рода.  Экспедиции и исследования, великолепные по смелости и воплощению проекты, невиданные в истории темпы строительства, эшелоны с переселенцами и солдатами, ос-воение грандиозных пространств, строительство десятков  поселков, станций, разъездов  -  это только с начала века до семнадцатого года.  Новые города, заводы, целинные земли, новые тысячи километров рельсов и шпал, бесчисленные составы с лесом, углем, хлебом, рудой, техникой, людьми  -  это то, что после семнадцатого и до наших дней.  Неимовер-ные усилия страны, непрерывно воюющей, осваивающей, созидающей, разрушающей сделанное и снова принимающейся за строительство, каждодневно сказывалось на напря-женнейшем ритме нашей общей жизни, жизни нашего города,  ритме её главной артерии  -  нашей железной дороги.  Сделанное и созданное в те годы еще долго будет питать не только нашу память, но останется тем реальным крепчайшим основанием, без которого невозможны дальнейшие шаги по осуществлению нашей будущей жизни.
+
      Теперь мост остался лишь на  фотографиях, кадрах кинохроники и воспомина-ниях.  На его каменных опорах появился новый мост, подхватив эстафету движения по великому Транссибу.  Когда-то старый мост был символом нашего города.  Теперь он стал символом его неповторимой истории. На набережной Оби, которая уже стала одним из любимых мест отдыха новосибирцев, сегодня разбит парк «Городское начало».  Ферма демонтированного железнодорожного моста станет основой историко-мемориального комплекса «Железнодорожный мост», а рядом намечено соорудить памятник основателям города.
+
      История творится из того, что остается в памяти.  Навсегда останется в памяти многих поколений и этот мост, и наша дорога, и огромный город, возникший на берегу Оби за невиданно короткие исторические сроки, и уникальная промышленность этого го-рода, которой мы всегда по праву гордились.  Под обложкой  многотомного собрания  ис-тории этой промышленности собрана не только фактология возникновения и функциони-рования  десятков заводов, фабрик, фирм, товариществ, трестов, промышленных объеди-нений и т.д., но, прежде всего,  осмысленна тенденция каждой исторической эпохи, кото-рая требовала от современников именно тех планов, усилий,  свершений, зачастую жертв и потерь, но и -  трудовых подвигов, невероятных достижений, открытий и общей нашей гордости за сделанное.  Поэтому, это не только история промышленности, но и  -  биогра-фии, судьбы, человеческие жизни.  Сложенные вместе, они складываются в судьбы поко-лений, а судьбы нескольких поколений  -  это уже наша общая судьба, судьба всей страны.
+
        Истину не сложишь из отдельных фактов и фактиков.  Для её постижения надо брать всю их сумму, со всеми противоречиями, ошибками, достижениями и открытиями.  Без этого невозможен подлинно исторический взгляд и полноценная оценка прошлого.  Именно они способны сформировать преемственность культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможно национальное самосознание, полноценное понимание нашего исторического единства и наших исторических особенностей.  К сожа-лению, наше время по-прежнему еще переполнено культурными, политическими и эко-номическими фантомами последнего десятилетия.  Поэтому необыкновенно важно, чтобы именно сейчас сработало правило своеобразного жизненного резонанса, когда наши  убе-ждения, наш опыт, отношения к действительности, привязанности, вера, гордость лучши-ми достижениями нашего прошлого, совпали, образовав поле взаимного притяжения.
+
        Скачкообразный, непродуманный переход к рыночной экономике особенно тя-жело отразился на промышленном производстве нашего города, значительную долю ко-торого составляла «оборонка».  Обвальное сокращение госзаказов, разрыв десятилетиями наработанных международных экономических связей привели к резкому падению произ-водства.  Порой разорение наших мощных и еще недавно процветающих предприятий но-сило заказной, спланированный характер.  Зарубежным концернам и фирмам не нужны были сильные конкуренты.  Бесчелночные ткацкие станки завода «Сибтекстильмаш», по сложности не уступающие самолетам, не имели аналогов в мире.  Для них полностью пе-рекрыли зарубежный рынок.  Производственное объединение «Сибсельмаш», знаменитый в прошлом «Сибкомбайн», выпускавшее зернотуковые сеялки, дисковые бороны, пресс-подборщики и кормозаготовительные агрегаты, вынуждено было в десятки раз сократить, а то и полностью прекратить их производство.  С огромным трудом предприятия Новоси-бирска  перестраивали свое производство, пытались выжить в непривычных, а то и вовсе неприемлемых для них условиях «дикого рынка».  И все-таки немало предприятий города сумело не только устоять на ногах в этих труднейших условиях, но и постепенно стали наращивать выпуск продукции.  Мне, как руководителю транспортной отрасли, может быть более наглядно, чем всем остальным, заметен этот рост по нарастающему объему грузовых и пассажирских перевозок.  В 2003 году, например, он вырос на 14% по сравне-нию с прошлым годом.  Вновь, как это бывало не раз в истории нашего города, трудное время мобилизовало силы, талант, деловую сметку и энергию его жителей.
+
      Очень важно сегодня для нас, чтобы наша жизнь была пронизана смыслом.  Од-ной из важнейших особенностей России всегда была тяга к идеалам.  Они обладают ог-ромной подъемной силой, хотя и очень тяжело сочетаются с повседневностью.  Сейчас опять складывается ожидание новой общенациональной идеи.  Корень этой идеи, прежде всего, в созидании, в реальном и конкретном деле.  Только порыв творческой созидатель-ной энергии позволит преодолеть разложение духовного и нравственного состояния об-щества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни.  Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в последнее время, надо усиливать и поддерживать.  И многие очень наглядные, очень яркие примеры из прошлого – давнего и не очень  -  способны многому научить, многое подсказать, стать примером для подражания.  Реальное дело об-ладает замечательным свойством цементировать даже противников, если они хотят и мо-гут его делать.
+
      Когда-нибудь и наши дни станут историей, воспоминаниями, страницами книг.  Задумываемся ли мы сегодня над этим?  Большинство из нас просто живет  -  учится, ра-ботает, влюбляется, воспитывает детей, отдыхает, а затем снова идет на работу.  Из такой вот, казалось бы незаметной повседневной жизни и складывается история.  Как складыва-лась она и сто, и пятьдесят, и десять лет назад.  Разве вот только сила и значение событий, в которых мы добровольно или по необходимости принимаем участие, бывают разные.  Одни оставляют следы на годы, другие  -  навечно,  как остался навечно в истории нашего города  труд наших отцов и дедов.  Думаю, что наши внуки и правнуки тоже вспомнят нас добрым словом и, может быть, даже позавидуют тому, что жили мы в такое, пусть не про-стое, пусть иногда трагическое, но всегда созидательное и очень интересное время.
+
       
+
                                    Начальник Западно-Сибирской железной дороги                                       
+
                                                                                                                    А.В. ЦЕЛЬКО                                                                                                                                                         
+
                                                                                                                         
+
  
 +
''Рубеж столетий обычно отмечает тот момент, когда прошлое смыкается с настоящим и перетекает в будущее. Еще свежо в памяти то, что происходило совсем недавно, но время не стоит на месте, и вчерашние события уже во власти истории. Однако откуда бы ни задували ветра самых различных перестроек, существуют понятия, которые должны оставаться незыблемыми в сознании каждого: наш народ, наша история, наш промышленный потенциал.
 +
''
 +
''Наглядным символом этой вековой взаимосвязи созданного и создаваемого может служить железнодорожный мост через Обь, с которого, собственно говоря, и началась история нашего города. В моем представлении именно он олицетворяет собой сочетание незыблемых основ жизни нашего общества.''
  
 +
''За десятилетия эксплуатации износились, пришли в негодность несущие конструкции моста. Причин тому много: коррозия, износ, усталость металла — явления обычные в инженерной практике. Но он славно поработал этот трудяга мост, образец русского инженерного искусства, надежный и красивый.''
 +
 +
''Экспедиции и исследования, великолепные по смелости и воплощению проекты, невиданные в истории темпы строительства, эшелоны с переселенцами и солдатами, освоение грандиозных пространств, строительство десятков поселков, станций, разъездов — это только с начала века до семнадцатого года. Новые города, заводы, целинные земли, новые тысячи километров рельсов и шпал, бесчисленные составы с лесом, углем, хлебом, рудой, техникой, людьми — это то, что после семнадцатого и до наших дней. Страна все эти годы строила, воевала, осваивала, разрушала сделанное и снова принималась за строительство. Все это каждодневно сказывалось на напряженном ритме жизни нашего города, ритме её главной артерии — железной дороги.''
 +
 +
''Теперь мост сохранился лишь на старых фотографиях и в кадрах кинохроники. Отработавшие свой век металлоконструкции заменены новыми, но уложены они все на те же каменные опоры-быки, которым и сносу нет. А одна из ферм старого моста установлена на набережной Оби, где открыт парк «Городское начало». Со временем здесь разместится историко-мемориальный комплекс «Железнодорожный мост», будет сооружен памятник основателям города.
 +
''
 +
''Нам все дорого: и этот мост, и наша железная дорога, и огромный город, выросший на берегах Оби за невиданно короткие сроки, и его уникальная промышленность, которой мы всегда по праву гордились. Поэтому «История промышленности Новосибирска» включает в себя не только фактологию возникновения и работы десятков предприятий, но и осмысление тенденций каждой исторической эпохи.
 +
''
 +
''Скачкообразный, непродуманный переход к рыночной экономике, а это уже история последнего десятилетия, особенно тяжело отразился на промышленном производстве нашего города, значительную долю которого составляла «оборонка». Обвальное сокращение госзаказов, разрыв десятилетиями наработанных международных экономических связей привели к резкому падению производства. Зарубежным концернам и фирмам не нужны сильные конкуренты. Бесчелночные ткацкие станки завода «Сибтекстильмаш», по сложности не уступающие самолетам, не имели аналогов в мире. Для них полностью перекрыли зарубежный рынок. Производственное объединение «Сибсельмаш» — знаменитый в прошлом «Сибкомбайн» — выпускавшее зернотуковые сеялки, дисковые бороны, пресс-подборщики и кормозаготовительные агрегаты, вынуждено было в десятки раз сократить, а то и полностью прекратить их производство. С огромным трудом предприятия Новосибирска перестраивали свое производство, пытались выжить в непривычных, а то и вовсе неприемлемых для них условиях «дикого рынка». И все-таки немало предприятий города сумело не только устоять на ногах в этих труднейших условиях, но и постепенно увеличили выпуск продукции. Мне как руководителю транспортной отрасли может быть, более наглядно, чем всем остальным, заметно это увеличение по нарастающему объему грузовых и пассажирских перевозок. В 2003 году, например, он вырос на 14 процентов по сравнению с прошлым годом. Вновь, как это бывало не раз в истории нашего города, трудное время мобилизовало силы, талант, деловую сметку и энергию его жителей.''
 +
 +
''Одной из важнейших особенностей России всегда была тяга к идеалам. Стремление приблизиться к ним обладает огромной подъемной силой, хотя и тяжело сочетается с повседневностью. Сейчас в стране идет поиск общенациональной идеи. Корень этой идеи, прежде всего, в реальном и конкретном деле. Только порыв творческой созидательной энергии позволит преодолеть духовное и нравственное разложение общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в последнее время, надо усиливать и поддерживать. И многие очень наглядные, очень яркие примеры из прошлого — давнего и не очень — способны многому научить, многое подсказать, стать примером для подражания.''
 +
 +
''Когда-нибудь и наши дни станут историей, воспоминаниями, страницами книг. Задумываемся ли мы сегодня над этим?  Не всегда. Но, несмотря на это, и из нашей, такой, казалось бы, незаметной, повседневной жизни складывается история. Как складывалась она и сто, и пятьдесят, и десять лет назад. Разве вот только значение событий, в которых мы добровольно или по необходимости принимаем участие, бывают разные. Одни оставляют следы на годы, другие — навечно, как остался навечно в истории нашего города труд наших отцов и дедов. Думаю, что наши внуки и правнуки тоже вспомнят нас добрым словом и, может быть, даже позавидуют тому, что жили мы в такое, пусть не простое, пусть иногда трагическое, но все же интересное время.''
 +
 +
 +
<small>Начальник Западно-Сибирской железной дороги А.В. ЦЕЛЬКО
 +
</small>
 +
     
 +
                                                                                                                     
 
----
 
----
[[I.1.ПРЕДИСЛОВИЕ|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:I Том|Содержание]] | [[I.3.СИБИРЬ И ТРАНСПОРТ ДО РЕШЕНИЯ «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВОПРОСА»|След. стр.]]
+
[[I.0.ИНИЦИАТОРЫ И АВТОРЫ ПРОЕКТА|Пред. стр.]] | [[История промышленности Новосибирска:I Том|Содержание]] | [[I.2.НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ|След. стр.]]

Текущая версия на 08:54, 24 января 2013

А.В. Целько
А.В. Целько

Вы раскрыли первую книгу многотомной «Истории промышленности Новосибирска». Труд профессиональных историков, писателей, журналистов. Проект, аналогов которому в современной России еще не было. Но читателю эти книги будут интересны не только полнотой изложения событий и фактов, скрупулезно отобранных из более чем вековой истории промышленности нашего города. Убежден, что непростые проблемы современности можно понять, только осмыслив опыт прошлого, ибо прошлое — это фундамент, на котором строится настоящее и будущее.

Рубеж столетий обычно отмечает тот момент, когда прошлое смыкается с настоящим и перетекает в будущее. Еще свежо в памяти то, что происходило совсем недавно, но время не стоит на месте, и вчерашние события уже во власти истории. Однако откуда бы ни задували ветра самых различных перестроек, существуют понятия, которые должны оставаться незыблемыми в сознании каждого: наш народ, наша история, наш промышленный потенциал. Наглядным символом этой вековой взаимосвязи созданного и создаваемого может служить железнодорожный мост через Обь, с которого, собственно говоря, и началась история нашего города. В моем представлении именно он олицетворяет собой сочетание незыблемых основ жизни нашего общества.

За десятилетия эксплуатации износились, пришли в негодность несущие конструкции моста. Причин тому много: коррозия, износ, усталость металла — явления обычные в инженерной практике. Но он славно поработал этот трудяга мост, образец русского инженерного искусства, надежный и красивый.

Экспедиции и исследования, великолепные по смелости и воплощению проекты, невиданные в истории темпы строительства, эшелоны с переселенцами и солдатами, освоение грандиозных пространств, строительство десятков поселков, станций, разъездов — это только с начала века до семнадцатого года. Новые города, заводы, целинные земли, новые тысячи километров рельсов и шпал, бесчисленные составы с лесом, углем, хлебом, рудой, техникой, людьми — это то, что после семнадцатого и до наших дней. Страна все эти годы строила, воевала, осваивала, разрушала сделанное и снова принималась за строительство. Все это каждодневно сказывалось на напряженном ритме жизни нашего города, ритме её главной артерии — железной дороги.

Теперь мост сохранился лишь на старых фотографиях и в кадрах кинохроники. Отработавшие свой век металлоконструкции заменены новыми, но уложены они все на те же каменные опоры-быки, которым и сносу нет. А одна из ферм старого моста установлена на набережной Оби, где открыт парк «Городское начало». Со временем здесь разместится историко-мемориальный комплекс «Железнодорожный мост», будет сооружен памятник основателям города. Нам все дорого: и этот мост, и наша железная дорога, и огромный город, выросший на берегах Оби за невиданно короткие сроки, и его уникальная промышленность, которой мы всегда по праву гордились. Поэтому «История промышленности Новосибирска» включает в себя не только фактологию возникновения и работы десятков предприятий, но и осмысление тенденций каждой исторической эпохи. Скачкообразный, непродуманный переход к рыночной экономике, а это уже история последнего десятилетия, особенно тяжело отразился на промышленном производстве нашего города, значительную долю которого составляла «оборонка». Обвальное сокращение госзаказов, разрыв десятилетиями наработанных международных экономических связей привели к резкому падению производства. Зарубежным концернам и фирмам не нужны сильные конкуренты. Бесчелночные ткацкие станки завода «Сибтекстильмаш», по сложности не уступающие самолетам, не имели аналогов в мире. Для них полностью перекрыли зарубежный рынок. Производственное объединение «Сибсельмаш» — знаменитый в прошлом «Сибкомбайн» — выпускавшее зернотуковые сеялки, дисковые бороны, пресс-подборщики и кормозаготовительные агрегаты, вынуждено было в десятки раз сократить, а то и полностью прекратить их производство. С огромным трудом предприятия Новосибирска перестраивали свое производство, пытались выжить в непривычных, а то и вовсе неприемлемых для них условиях «дикого рынка». И все-таки немало предприятий города сумело не только устоять на ногах в этих труднейших условиях, но и постепенно увеличили выпуск продукции. Мне как руководителю транспортной отрасли может быть, более наглядно, чем всем остальным, заметно это увеличение по нарастающему объему грузовых и пассажирских перевозок. В 2003 году, например, он вырос на 14 процентов по сравнению с прошлым годом. Вновь, как это бывало не раз в истории нашего города, трудное время мобилизовало силы, талант, деловую сметку и энергию его жителей.

Одной из важнейших особенностей России всегда была тяга к идеалам. Стремление приблизиться к ним обладает огромной подъемной силой, хотя и тяжело сочетается с повседневностью. Сейчас в стране идет поиск общенациональной идеи. Корень этой идеи, прежде всего, в реальном и конкретном деле. Только порыв творческой созидательной энергии позволит преодолеть духовное и нравственное разложение общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в последнее время, надо усиливать и поддерживать. И многие очень наглядные, очень яркие примеры из прошлого — давнего и не очень — способны многому научить, многое подсказать, стать примером для подражания.

Когда-нибудь и наши дни станут историей, воспоминаниями, страницами книг. Задумываемся ли мы сегодня над этим? Не всегда. Но, несмотря на это, и из нашей, такой, казалось бы, незаметной, повседневной жизни складывается история. Как складывалась она и сто, и пятьдесят, и десять лет назад. Разве вот только значение событий, в которых мы добровольно или по необходимости принимаем участие, бывают разные. Одни оставляют следы на годы, другие — навечно, как остался навечно в истории нашего города труд наших отцов и дедов. Думаю, что наши внуки и правнуки тоже вспомнят нас добрым словом и, может быть, даже позавидуют тому, что жили мы в такое, пусть не простое, пусть иногда трагическое, но все же интересное время.


Начальник Западно-Сибирской железной дороги А.В. ЦЕЛЬКО



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты