IV.14.1.Первые ласточки в сибирском небе

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Первые воздухоплаватели появились в Новосибирске еще в дореволюционные времена, когда в устье реки Первая Ельцовка (недалеко от нынешнего метродепо) состоялся самый первый полет. Его совершил на воздушном шаре 26 апреля 1907 года младший унтер-офицер Харченко. А первый аэроплан пролетел над Новониколаевском 28 августа 1911 года — летчик Я.И. Седов выполнил показательные полеты на аэроплане «Фарман» над ипподромом (в районе нынешней ул. Ипподромской). Да и после революции новониколаевцы частенько видели в небе аэропланы. В 1919 году в городе базировался 1-й сибирский авиаотряд во главе с капитаном С.Н. Будко, где имелось четыре самолета «Ньюпор» и один «Сопвич». 13 августа того же года в Новониколаевск прибыл и расположился у реки Иня 3-й сибирский авиаотряд поручика М.П. Веселовского. Позже, в 1922 году, на Закаменском аэродроме разместился 16-й авиаотряд армии Тухачевского, располагавший самолетами «Ньюпор», «Сопвич», «Блерио». Но это были военные аэропланы, рассчитанные на одного или двух летчиков, о перевозках пассажиров речи не шло. Не возили пассажиров и самолеты Сибирского филиала Всероссийского акционерного общества «Добролет» и филиала Общества друзей воздушного флота «Сиблет», созданных в апреле 1923 года на заседании Сибревкома. Зато именно благодаря этим обществам строился первый воздушный флот Сибири, после того как 3 мая 1923 года газета «Советская Сибирь» обратилась к населению края с призывом собрать народные средства. Новониколаевцы собрали больше всех — хватило на постройку целой авиаэскадрильи самолетов «Калинич». Остальные сибирские города осилили кто один самолет, кто два. «Добролет» в сентябре 1923 года организовал первый перелет Москва — Новониколаевск, а 17 февраля 1924 г. из Новониколаевска совершен агитационный полет до Ордынска.

Но только в 1928 году появились аэростанции в Омске и Новосибирске, ставшие прообразами будущих аэропортов. Самый первый гражданский, а точнее, почтовый, рейс из Красноярска в Новосибирск совершил 17 мая 1929 года пилот Новосибирской аэростанции Иосиф Семенович Лапоногов на самолете «Фоккер Ц-4». Такой же рейс в Омск совершил пилот Омской аэростанции Федор Николаевич Кононенко. Этот день — 17 мая 1929 года считается днем рождения авиации Западной Сибири и Новосибирска. Интересно, что в том же году А.Н. Туполев создал советский пассажирский самолет АНТ-9, который потом стал на много лет основным воздушным кораблем гражданской авиации. Он мог поднять в небо девять пассажиров.

30 октября 1930 года аэростанцию Новосибирск переименовали в Новосибирский аэропорт Всесоюзного объединения Гражданского воздушного флота, который, развиваясь, осваивал все новые авиамаршруты. В 1931 году здесь получили первый пассажирский самолет АНТ-9 (ПС-9) — трехмоторный, 9-местный. Воздушные линии стали связывать Новосибирск с близлежащими областными центрами и с большинством райцентров области. С 1937 года Новосибирский аэропорт стал заниматься аэрофотосъемкой.

Что касается главной организационной структуры управления Гражданским воздушным флотом в Западной Сибири, то ее функции возложили на Сибирское управление гражданской авиации, которое организовалось в Новосибирске в 1932 году. Первым начальником управления назначили руководителя изыскательских работ на магистрали Ивана Кирилловича Кириллова, а первыми пилотами — И.С. Лапоногова, Ф.Н. Кононенко, В.С. Молокова и В.А. Романова. Позже в подчинении Западно-Сибирского управления гражданской авиации находились аэропорты: Новосибирский, Толмачевский, Омский, Томский, Кемеровский и Алтайского края. Менялись названия управления, но задачи на протяжении десятилетий оставались прежними. В функции управления входило обслуживание населения и нужд народного хозяйства воздушным транспортом и авиацией специального применения. С марта 1932 года по сентябрь 1935 года управление называлось Западно-Сибирская контора «Гражданавиастрой». С 9 сентября 1937 г. по 2 января 1942 г. — Западно-Сибирское управление Гражданского воздушного флота. С января по сентябрь 1942 г. — Управление воздушной магистралью Москва — Иркутск. С сентября 1942 г. по сентябрь 1952 г. — снова Западно-Сибирское управление Гражданского воздушного флота. В 50-е годы в состав Западно-Сибирского управления ГА входили, кроме Томской, Кемеровской, Барнаульской, Омской, еще и Тюменская и Уральская авиагруппы, которые стали самостоятельными и преобразовались в отдельные управления ГА. С 1952 года территориальное управление носило следующее название — Западно-Сибирское территориальное управление Гражданского воздушного флота, с 1963 г. — Западно-Сибирское управление гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР. Так оно и называлось до начала нового века, когда в конце 90-х годов его функции отчасти передали Западно-Сибирскому окружному межтерриториальному управлению воздушного транспорта Минтранса РФ.

История гражданского флота Сибири неотделима от истории страны. 20 октября 1930 года постановление Совнаркома упразднило «Добролет», создав взамен Всероссийское объединение ГВФ (ВО ГВФ), подкрепив его гражданскую авиацию материально: на развитие выделили 135 млн рублей и 15 млн руб. — на эксплуатацию. Авиационная промышленность сразу резко увеличила выпуск собственных самолетов — По-2, АНТ-9 (ПС-9), Р-5, СБ (ПС-8). В Новосибирске и Омске приступили к строительству взлетно-посадочной полосы (ВПП), в том же году одна за одной стали открываться воздушные трассы Западной Сибири. С ноября 1930 г. на новосибирском аэродроме стали строить, кроме ВПП, жилые и производственные здания. Итоги первого года работы Сибирского управления воздушных линий: пассажиров перевезено 115 человек, почты — 7700 кг, грузов — 700 кг.

С мая 1932 года в Новосибирский аэропорт стали поступать самолеты П-5 (Р-5), затем ПР-5 (пассажирский) с двигателями М-17 по 500 л. с. — новые самолеты вытеснили, наконец, иностранцев — «Фоккер Ц-4» и «Юнкерс-13». Технические и пилотные кадры готовились в учебных заведениях Аэрофлота и Осоавиахима. Одними из первых пришли авиамотористы Николай Пудовиков, Виктор Вашкат, Иван Широков и другие. Первыми молодыми пилотами сельхозавиации аэропорта стали окончившие летную школу Осоавиахима в Новосибирске Краснобаев, Чуевский, Стрельцов и Базарник. Уже летом 1932 года на самолетах ПС-9 Новосибирский аэропорт начал перевозку пассажиров по маршруту Новосибирск — Свердловск. В том же году в Новосибирском аэропорту создали спецавиаотряд всесоюзного треста «Сельхозавиация», и уже ранней весной 1933 года звено самолетов впервые вылетело в Омскую область проводить сверхранний аэросев пшеницы. Это событие можно считать первым опытом применения самолетов в сельском хозяйстве.

18 августа 1933 года состоялся первый в Новосибирске воздушный парад. В том же году управление пополнилось большим отрядом пилотов, из которых формировались летные подразделения — центром формирования стал Новосибирск. В 1933 году Западно-Сибирское УГВФ впервые завоевало первое место во Всесоюзном соревновании среди управлений ГВФ, перевезя 1773 пассажира, 232 тонны почты и 495 тонн грузов.

Весь коллектив Новосибирского аэропорта в сборе. 1934 г.
Весь коллектив Новосибирского аэропорта в сборе. 1934 г.

Каждый год открывались новые воздушные линии. В декабре 1932 г. наладилась воздушная связь с томскими поселками Каргасоком (пилот И. Лапоногов) и Колпашевом (В. Молоков) на самолете ПС-9. В 1934 году из Новосибирска стали регулярно летать самолеты в Омск, Красноярск, Кемерово, Славгород.

В том же году Новосибирский авиаотряд с/х авиации начал создавать местные воздушные линии для перевозки почты и пассажиров на самолетах По-2. Первой открыли кольцевую линию Новосибирск — Кочки — Красноозерск — Волчиха — Хабары — Славгород — Ордынское — Новосибирск. Пионерами местных воздушных линий стали летчики Ануфриев, Котельников, Копытов. Их работа сопровождалась большими трудностями, особенно зимой, когда на самолете По-2 в открытой кабине при температуре 25—30 градусов приходилось лететь без посадок 3—4 часа. Но глухие уголки Сибири покорялись авиаторам один за другим.

В 1934 году закончилось строительство одноэтажного аэровокзала, заложили фундамент под первый кирпичный жилой дом авиагородка, строились бензохранилище, ангар, радиомаяк. Пассажирские рейсы на ПС-9 до Москвы осуществлялись с ночевкой в Кургане или Свердловске. 19 мая 1934 г. по стране организовали 12 территориальных управлений ГВФ, в том числе Западно-Сибирское с центром в Новосибирске.

Один из первых пассажирских "лайнеров" - АНТ-9
Один из первых пассажирских "лайнеров" - АНТ-9

В 1935 году в Новосибирске получили пассажирские самолеты Як-6 конструкции Яковлева, К-5 конструкции Калинина — одномоторный, шестиместный, со скоростью 170 км/ч, и «Сталь-2» конструкции А.П. Путилова — одномоторный, шестиместный, со скоростью 180 км/ч. В том же 1935-м началась радиофикация самолетов, когда на ПС-9 и П-5 установили радиоприемники В-2, затем РПК-2, РПК-10, позволявшие принимать сигналы радиомаяков, работавших по принципу равносигнальных зон. Для их обслуживания прибыл первый дипломированный радиотехник — А.К. Феоктистов, а еще два года спустя — и первые дипломированные инженеры: Сулейманов, Мазыра, Малиновский и др.

В 1935-м управление получило разрешение на сквозной полет до Москвы на самолете Л-11, который выполнялся за один световой день. Проявил инициативу, сделал расчеты полета, а также совершил пробные рейсы новосибирский пилот 8-го транспортного отряда И.С. Лапоногов. В том же году открыли Новосибирский аэровокзал и построили малый ангар для обслуживания самолетно-моторного парка.

1936 год вошел в историю управления как год первых «миллионеров» — российским летчиком, впервые налетавшим миллион километров стал сибиряк Николай Петрович Шабанов, и в том же году свой «миллион» налетали еще два летчика ЗСУ, Лапоногов и Романов.

После знаменитого перелета Коккинаки из Москвы во Владивосток появились скоростные рейсы. Первым выполнил такой рейс экипаж ЗСУ в составе М.И. Тютяева и В.Ф. Калашникова.

Соцкульбыт тоже не отставал в скорости: в апреле 1936 г. открылся ночной санаторий для летно-подъемного состава, построили детский сад и ясли, столовую, Дом культуры, где в день открытия состоялся первый концерт, и уже в 1938 году художественные коллективы новосибирских авиаторов победили в городском смотре.

Опыт полетов на ПС-40, накопленный летно-техническим составом Новосибирского аэропорта в мирное время, широко использовался экипажами дальних бомбардировщиков в войну. В конце 30-х годов гражданские летчики рассматривались как основной резерв на случай войны. К 1938 году появился новый отечественный скоростной бомбардировщик СБ. Он использовался и на «гражданке» для перевозки грузов. Летчики Западной Сибири первыми освоили скоростные полеты на этих самолетах. П.Ф. Еромасов в числе первых летчиков ЗСУ освоил этот самолет и подготовил к работе на нем большую группу пилотов. Можно сказать, что накануне войны Гражданский воздушный флот стал важной составной частью единой транспортной системы государства и резервом обороны страны.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты