IV.10.4.Группа "Дедал"

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Пока власти решали, что же делать с предприятием дальше, рынок самостоятельно регулировал ситуацию — по вполне рыночным законам и правилам. Чтобы выжить в условиях конкуренции, борьбы за потребителя, завод поменял не только номенклатуру изделий, технологии, но и собственника. Точнее, новый столичный собственник пришел сам в результате операций, связанных с покупкой крупных пакетов акций предприятия, выкупив больше половины ценных бумаг завода у бывшего директора предприятия Александра Хлебникова, работников предприятия и компаний, подконтрольных бывшему менеджменту.

Именно так, вполне в духе времени, начался новый период в истории завода, когда в апреле 2003 года «Сибстанкоэлектропривод» перешел под контроль группы предприятий «Дедал». К этому времени группе принадлежал контрольный пакет — 51% акций завода, а еще 25% находились у компании «Электрокомплектсервис». Кроме новосибирского предприятия, в группу «Дедал» на тот момент входили ЗАО «Вагонмаш» (Санкт-Петербург), киевская компания ООО «Метровагонсервис»(производство вагонов метро), подольское АО «Дедал-провод», ЗАО «Дедал — нефтепогружное оборудование», ООО «Аленир», научно-исследовательский центр «Дедал». Группа изготавливала вагоны метро, продукцию для рельсового пассажирского транспорта, поставляла электрооборудование.

Тогда представители «Дедала» заявили, что новосибирский завод вошел в состав холдинга и будет специализироваться на выпуске двигателей и систем управления поездами. Директором предприятия назначили одного из менеджеров старой команды — Николая Климовича. Он планировал увеличить объем производства на 35%, начав производство электродвигателей для метро, и расширить производство электроприводов и двигателей для БелАЗа и Демиховского машзавода.

Комплект электрооборудования для дизель-электрических тракторов
Комплект электрооборудования для дизель-электрических тракторов

Как сообщалось 5 декабря 2003 года в экономической газете «Ведомости», «группа «Дедал» через полгода после покупки «Сибстанкоэлектропривода» сменила генерального директора завода и разработала новую программу развития на пять лет с объемом инвестиций более 400 млн руб. В конце ноября 2003 года совет директоров назначил и.о. гендиректора завода Ивана Козунина, который в 1998—2003 гг. работал генеральным директором Кирсинского кабельного завода («Кирскабель», Кировская область). В январе на внеочередном собрании акционеров его утвердили в этой должности».

Новый директор принял завод, на котором в 2003 году выручка от реализации продукции все же возросла на 116,2 процента по сравнению с 2002 годом и составила 215,45 млн руб., а численность работников составляла 1080 человек. Инвестиции нового собственника в 2003 году составили 4,6 млн руб. — на ремонт зданий и сооружений. На выдачу зарплаты и выплату налогов группа «Дедал» предоставила 50 млн руб. «Мы расчистили завалы, и только», — такова оценка итогов первого года работы на предприятии самим новым собственником. Так или иначе, но своевременное принятие программы финансового оздоровления помогло предотвратить банкротство предприятия, не остановить производство и не выставить рабочих на улицу. Тогда же разработали программу развития ССЭП на 2004—2008 гг.

По новой программе развития намечалось, что в ближайшие годы завод будет активно осваивать новые виды продукции и обновлять основные фонды. Совет директоров подготовил проект бизнес-плана на 2004—2008 гг., предусматривающий инвестиции за пять лет в 400 млн руб. Эти средства планировалось направить на приобретение современных технологических линий, производящих электрооборудование для электропоездов нового поколения и автомобилей большой грузоподъемности.

Как сообщал 5 декабря 2003 г. «Ведомостям» директор предприятия Иван Козунин, «в 2004 г. предприятие должно было увеличить объем производства на 60%, а к 2008 г. — удвоить выпуск по сравнению с 2003 г». По его словам, в сентябре 2003 г. завод заключил договор с РАО «РЖД» о поставке в 2004 г. 480 двигателей для электропоездов. А в 2004—2005 гг. планировалось начать производство двигателя на 1500 В для электропоездов, аппаратуры управления к электродвигателям для электропоездов, электродвигателей для самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 130 т и 180—220 т, генератора для БелАЗа грузоподъемностью 180—220 т.

В марте 2004 года группа компаний «Дедал» более четко сформулировала свои планы относительно будущего «Сибстанкоэлектропривода». Теперь все становилось более ясным: появилось решение создать на базе предприятия холдинг по производству электротехнической продукции для транспорта.

24 мая 2004 года (по сообщению газеты «КоммерсантЪ-Сибирь» от 26 мая 2004 г.) руководство новосибирского завода «Сибстанкоэлектропривод» официально представило экономическому совету мэрии Новосибирска свой план развития предприятия до 2008 года. Главным препятствием в реализации инвестиционной программы называлась руководством нехватка оборотных средств. Требовалась помощь города. Поэтому руководители завода обратились к мэрии с предложением помочь предприятию путем частичного погашения кредита на 7—8 лет в объеме 45—50 млн руб. Представители городских властей пообещали руководству завода финансовую поддержку в осуществлении планов производства.

На то имелись веские основания: по данным руководства ССЭП, количество заказов на 2004 год превышало возможности завода, а в числе заказчиков по-прежнему значились такие солидные покупатели электротехнической продукции, как «Российские железные дороги», Челябинский тракторный завод, Демиховский машиностроительный завод и ряд других предприятий. Объем инвестиций «Дедала в новосибирский завод в 2004 году должен был составить более сорока миллионов рублей, в 2005 году — 97,24 млн руб.

Технические возможности завода позволяли надеяться на позитивные изменения. Особенная надежда возлагалась на конструкторские службы — они никогда не подводили. Говоря о новых конструкторских разработках завода, надо отметить, что еще с 1995 года началась разработка электродвигателей электропоездов пригородного сообщения, в настоящее время уже начат их серийный выпуск. Этот двигатель используется Демиховским машиностроительным заводом для комплектации мотор-вагонных колес пригородных поездов, электропоездов местного сообщения. Кстати, такой современный скоростной электропоезд, курсирующий из Новосибирска до Омска, тоже комплектуется на заводе «Сибстанкоэлектропривод». Изделие это конкурентоспособное — аналогичные изготавливались Рижским электромеханическим заводом и заводом «Электросила» (С.-Петербург). Необходимость разработки таких электродвигателей в Новосибирске обусловлена тем, что принято решение о создании собственной комплектации этих электропоездов. Решение принимало МПС РСФСР, сейчас эта работа продолжается уже с ОАО «РЖД». Помимо этого, решаются и вопросы модернизации, улучшения, надежности.

В производственной сфере поставлена задача показать возможности новосибирцев по производству электродвигателей для вагонов метрополитена. Опыт использования документации завода «Электросила» оказался удачным, и сегодня конструкторский отдел предприятия занимается разработкой электрооборудования для вагонов метрополитена, которое включает не только тяговые электродвигатели, но и все электрооборудование. С февраля 2003 г. создан, специально для этих работ, конструкторский отдел на заводе «Сибстанкоэлектропривод». И теперь уже два конструкторских подразделения занимаются двумя различными направлениями: электрическим приводом и электрическими машинами.

Еще одна новая разработка получила свое начало в 2003 году — модификация электродвигателя для мотор-колес автосамосвалов грузоподъемностью до 120 и до 122 тонн. Сейчас она проходит этап изготовления опытных образцов, а в первой половине 2005 г. начнется этап эксплуатационных испытаний. Конструкторы надеются, что их изделие будет конкурентоспособно с находящимися сейчас на рынке электротехнического оборудования БелАЗов — «Татэлектромашем» и питерскими «Силовыми электрическими машинами». На «Сибстанкоэлекроприводе» по-прежнему внимательно следят за рынком, за его новыми тенденциями, любыми изменениями конструкции, которые есть у конкурентов, выполняют все требования заказчиков.

Директор завода И.М. Козулин рассказывает о перспективах предприятия губернатору области В.А. Толоконскому
Директор завода И.М. Козулин рассказывает о перспективах предприятия губернатору области В.А. Толоконскому

В середине 2004 г. рынок электротехнической продукции для гражданского электротранспорта в России (без учета экспортных поставок) оценивался в $40—70 млн в год, и ожидалось, что в ближайшие годы объем рынка может увеличиться до $150—200 млн. Спрос на ремонт подвижного состава гражданского электротранспорта рос тоже не по дням. Уже на 2004 г. ССЭП получил заказ от РАО «РЖД» на поставку 480 двигателей для электропоездов. Стоимость контракта оценивалась в $4,8 млн. А в 2005 г. завод планирует начать поставлять РЖД первые комплекты электрооборудования для электропоездов и за счет этого увеличить сумму контракта до $7,9 млн.

Через 10 лет вынужденного перерыва вернулись и к электроприводам для станков. В 2004 году конструкторы закончили изготовление макетного образца электропривода для станков, который выполняет те же функции, что и предыдущие модификации электроприводов, но изготовлен на совершенно новой импортной элементной базе, с применением современных радиоэлементов — он стал компактнее, конструктивно проще. Но есть одно немаловажное «но»: этот привод будет не дешевле того, что делают за рубежом, из-за цен на элементную базу. Поэтому попытка догнать зарубежных производителей, за 10 лет ушедших вперед, пока остается лишь попыткой. И сегодня ясно, что прежний покупатель новосибирских приводов — известный на всю страну московский завод «Красный пролетарий», выпускавший средние по габаритам токарные станки, уже не будет покупать эти приводы. Рынок сформировал свои потоки и цены, и опытный образец нового электропривода для станков пока так и остается «заделом» на будущее.

1 ноября 2004 года ОАО «Сибстанкоэлектропривод» преобразовали в ООО «Сибэлектропривод». Численность занятых на заводе составляла на конец 2004 года 1270 человек, а годовой оборот составил 100 млн руб. Основными проблемами предприятия оставались все те же инвестиции в развитие производства перспективных идей и прогрессивных процессов.

Усилия по преодолению существующих проблем коллективом завода оценили в мэрии Новосибирска. Летом 2004 года еще ОАО «Сибстанкоэлектроприводу» присудили диплом «Новосибирская марка» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» за электродвигатель тяговый ТДЭ-235У1. Завод стал лауреатом конкурса продукции, услуг и технологий, организованного мэрией г. Новосибирска при содействии Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, Новосибирского фонда «Дом промышленности» и Новосибирской городской торгово-промышленной палаты.

Нынешнее ООО «Сибэлектропривод» — многопрофильное предприятие, крупнейшее в Урало-Сибирском регионе по разработке и производству тяговых электрических машин средней мощности. Думается, оно уже прочно заняло свое место в рыночной экономике Сибири и России.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты