II.5.2.От локомобилей к самолетам

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

После пяти лет существования «Сибмашстроя» по инициативе Маршала Советского Союза М.Н. Тухачевского, набиравшему темпы Новосибирскому заводу горного оборудования решением Совета труда и обороны ЗГО 26 мая 1936 года определили новый профиль. 20 июня 1936 года приказом наркома тяжелой промышленности строительная площадка завода передается Главному управлению авиационной промышленности Народного Комиссариата оборонной промышленности. Это повлекло за собой реконструкцию уже существующих цехов и строительство новых.

К тому моменту, как сообщается по материалам областных архивов в работе И.М. Савицкого «Оборонная промышленность Новосибирской области. Опыт послевоенного развития», на заводе имелось 18 684 кв. м производственных площадей и 138 единиц оборудования, в том числе металлорежущих станков 108 единиц. На производстве работало 502 человека.

Первым директором «Предприятия авиационной промышленности № 153» (такое литерное название присвоили заводу 26 мая 1936 года) стал, опять-таки по рекомендации Тухачевского, Иван Михайлович Данишевский, доктор технических наук, генерал-лейтенант авиации, возглавлявший до этого конструкторское бюро Всесоюзного научно-исследовательского института авиационной промышленности. В 1933 году он окончил Военно-Воздушную Академию им. Жуковского, но из-за плохого зрения был комиссован из армии и направлен возглавлять строительство авиационного предприятия в Сибирь. Первый самолет И-16 взлетел в сибирское небо именно при Данишевском, в 1937-м… Но в стране началась полоса репрессий, не сумел избежать ареста и близкий к маршалу Тухачевскому директор. Позже, возвратившись из ГУЛАГа, он в сборнике воспоминаний «Были индустриальные» описывал, как создавался завод.

Тогда, по его воспоминаниям, существовавшее предприятие мало напоминало настоящий завод, пришлось приложить очень большие усилия, чтобы наладить производство. Еще один работник завода — Иван Дениченко — в очерке в «Советской Сибири» (30.08.2001) рассказывает, как судьба еще раз столкнула бывшего работника завода Ивана Дениченко с его первым директором, когда они вместе разрабатывали урановые месторождения у моря Лаптевых, добывали золото и олово на севере.

«Выжить семнадцать лет в лагерях Якутии, Магадана, Заполярья Ивану Карловичу и Ивану Михайловичу помогла поддержка политзаключенных, а также «сладник». Так назывался отвар хвои карликового кедра, который он ежедневно варил вместе с генералом Данишевским…»

Но в 1936 году о том, что будет именно так, еще никто не мог знать. Тогда по приказу наркома обороны К.Е. Ворошилова 320 демобилизованных красноармейцев и краснофлотцев — как считалось, специалистов по самолетам — прибыли на завод. Они и составили костяк будущих самолетостроителей. Через год на заводе уже работало более двух тысяч человек.

Первый директор завода №153 И.М. Данишевский
Первый директор завода №153 И.М. Данишевский

Темпы роста впечатляли. За 1937 год производственные площади и установленное оборудование увеличилось в 2,7 раза, число работников в 4,8 раза, первых самолетов выпущено 27 машин.

С конца 1937 года завод действительно начал выпускать самолеты. Если быть точными, то 23 октября 1937 года Новосибирский авиазавод сдается в эксплуатацию. Первой серийной машиной Новосибирского авиазавода стал истребитель И-16 (конструктор Н.Н. Поликарпов). Первенцем сибирского авиастроения, ставшим на крыло в новосибирском небе, оказался знаменитый И-16 — «ишачок», как любовно прозвали его в советской авиации. А через 10 дней после сдачи завода — 4 ноября 1937 года летчик А.Ф. Тамара уже пилотировал первый самолет, построенный на заводе. А. Тамара, прибывший сюда по просьбе администрации завода в апреле 1937 года, ранее работал шеф-пилотом на Пермском самолетостроительном заводе.

И-16 — эта «деревянная», как шутили, машина (в ее изготовлении использовалась фанера) конструкции Н.Н. Поликарпова, ставится на поток. В 1938 году серийное производство позволило выпустить уже 104 машины. А в 1939—1940 годы завод довел выпуск самолетов до 503 машин. Прославился этот истребитель прежде всего тем, что стал первым в истории авиации истребителем-монопланом, который удачно сочетал в себе скоростные качества и маневренность.

Завод продолжал строиться в войну
Завод продолжал строиться в войну

И-16 чкаловского завода участвовали в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе (Тамара погиб именно там) и в Китае. Они стали образцом для подражания во многих конструкторских бюро мира. На «ишачках» летали прославленные асы, трижды Герои Советского Союза новосибирец Александр Покрышкин и Иван Кожедуб, первый в СССР дважды Герой Советского Союза Борис Сафонов и многие другие. На И-16, который в 1941-м являлся самым массовым истребителем, наша истребительная авиация встретила Великую Отечественную войну.

В конце 1940 года завод № 153 приступил к выпуску новой модификации, и к началу войны изготовил 265 боевых машин конструкции ЛАГГ-3. Таким образом, до начала войны на заводе встали на крыло около 900 машин разных модификаций.

26 января 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный М.И. Калининым, о присвоении заводу № 153 имени «товарища Чкалова В.П.». В 1938 году, после трагической гибели В. П. Чкалова во время испытательного полета, новосибирские авиастроители сами попросили Москву дать им право носить имя любимца страны. Ходатайство было удовлетворено. Имя Чкалова воспринималось не формально: считалось, что оно обязывает к трудовым подвигам.

Производство первого отечественного, боевого летательного аппарата с металлическим трубчатым каркасом на заводе им. В.П. Чкалова было освоено за два месяца, а спустя два года, в 1943 году, чкаловцы выпускали 30 самолетов за смену! Это было из области рекордов — факт, не требующий особых доказательств: мужество и летное мастерство прославленного авиатора реально вдохновляли самолетостроителей на творческую работу. Знаменитый летчик никогда Новосибирск не посещал, но именно здесь его имя получило вторую, не менее героическую жизнь.

Первая испытательная станция
Первая испытательная станция

Именно успехи первенца И-16 повлияли на то, что в преддверии Великой Отечественной войны, в конце 1940 года, чкаловцам поручили производство нового самолета-истребителя ЛАГГ-3. Решение об этом принимается еще в 1939-м году. Крылатую машину, созданную конструкторами С.А. Лавочкиным, М.И. Гудковым, М.И. Горбуновым, летчики называли... «роялем». Дело в том, что ЛАГГ изготавливался из дельта-древесины — дерева, обработанного по специальной методике, после чего оно полностью теряло свои горючие свойства. Затем истребитель полировали, и он действительно становился похожим на концертный инструмент. Есть то ли быль, то ли легенда о том, что, когда Сталин принимал решение о производстве ЛАГГа, он вначале не поверил в возможность создания такого древесного материала и приказал принести образец к нему в кабинет. Затем попробовал поджечь древесину спичкой, а затем и золой из трубки. Однако у него ничего не вышло, и вождь открыл ЛАГГ-3 дорогу в жизнь... Кстати, несмотря на недостаточно хорошую маневренность, летчики зачастую вспоминали ЛАГГ добрым словом за его живучесть. В начале войны был случай, когда целая четверка «мессершмидтов» пыталась зажечь уже подбитый и падавший ЛАГГ-3, однако зажигательные пули только пронизывали крылья и фюзеляж истребителя. В результате наш пилот умудрился вывести самолет из пикирования и успешно оторваться от преследования. А «мессеры», потеряв ЛАГГ из виду, подумали, что советский истребитель просто воткнулся в землю, ушли. Наш летчик сумел довести израненную машину до аэродрома и успешно сесть. Техники затем насчитали в самолете более 100 пробоин. Части корпуса одного из ЛАГГов до сих пор экспонируются в знаменитом музее завода, а из дельта-древесины сделаны ступеньки и перила лестницы, ведущей в музей.

С началом войны все заводы по изготовлению дельта-древесины оказались на территории, занятой врагом. И НАПО имени Чкалова поручили изготовление истребителей ЯК-9. Этот самолет явился дальнейшей модификацией семейства ЯКов и предназначался для борьбы с истребителями противника типа «Мессершмидт». Его вооружение состояло из одной пушки МП-20 ШВАК калибром 20 мм и одним пулеметом УБ калибром 12,7 мм. При крейсерской скорости 570 км/ч ЯК-9 максимальный потолок 11 тыс. м и дальность полета 850 км. Кстати, в народе знаменитый комплекс по производству танков на Урале называли Танкоградом. После того, как немцы узнали о нем от наших пленных, в немецких документах появилось еще и понятие — «Авиаграда»: под ним фашисты подразумевали именно Новосибирск... Еще бы! Ведь сюда перебазировали сразу несколько авиационных заводов из западной части страны... Это как раз тот случай, когда признание врага соответствовало истине: если СССР за все годы войны по ленд-лизу получил чуть более 13 тысяч боевых самолетов, то завод им. Чкалова дал Родине около 16 тысяч истребителей!

Надо отметить и такую важную деталь. Здесь заботились не только о развитии производства, но и о тех, кто работал в цехах. Завод строил жилье и бани, организовывал питание и культурный досуг самолетостроителей... Еще до войны здесь построили каменный Дом культуры, столовую, поликлинику.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты