II.3.5.После войны

Материал из История промышленности Новосибирски
Перейти к: навигация, поиск

Война разорила страну, и восстановление велось в основном за счет человеческого ресурса, когда отсутствие техники восполнялось работой от зари до зари. Техническое оснащение дорожников оставалось слабым. В архиве сохранился короткий список приобретенной в 1948 году новой техники для новосибирского дорожного хозяйства:

«1. Грузовых автомашин — 2 шт.

2. Рабочих лошадей с упряжью и инвентарем — 10 шт.»

Вот и вся механизация!

Несмотря на тяжелое экономическое положение, отсутствие техники, нехватку квалифицированных кадров, дорожники области в послевоенные годы неуклонно наращивали темпы строительства.

1945 год — построено 10,5 километра автодорог.

1946 год — 12,6 км.

1947 год — 30 км.

1948 год — 40 км.

В 1949 году план по строительству увеличивается в два с лишним раза — 88 километров, и дорожники его практически выполнили, хотя приходилось отвлекать силы на содержание и ремонт построенного раньше.

Конечно, эти послевоенные дороги не идут ни в какое сравнение с нынешними, в то время «построить» значило превратить грунтовую дорогу в гравийную. Но в тех условиях это был существенный шаг вперед. В конце пятидесятых основные дороги области все еще оставались грунтовыми, лишь местами улучшенные гравием или щебнем. Исключением из правила были две дороги: Здвинск — Барабинск — Куйбышев и Кочки — Каргат, которые строились по программе освоения целинных и залежных земель в 1955—1958 годах. Но и на них около половины покрытия сделано методом смешения грунта и камня на месте.

На территории затопления Обского водохранилища оказалась дорога Новосибирск — Ордынское, ее пришлось переносить из этой зоны. Она была лучше других, но и эта дорога прокладывалась в нулевых отметках (то есть по рельефу местности, практически без насыпей и выемок), а покрытие на ней выполнялось из томского гравия.

Из Новосибирска все еще трудно куда-либо добраться. Колеи огромные, хоть спи за рулем — из них не выскочишь. Сутки ехали до Кочек, до Черепаново и даже до Ордынска — несмотря на относительно хорошую дорогу. Показательный эпизод: Валентин Николаевич Шутов вспоминает, что в 1959 году его строительная организация находилась в Искитиме, а нефтебаза — в Евсино. Регулярно бензовоз ездил за горючим. Если оборачивался за день, то задание считалось выполненным на отлично. Иногда на дорогу тратилось до трех дней, на помощь машине направляли трактор, а то и сразу отправляли бензовоз в дорогу на буксире, дистанция же составляла всего 15 километров…

В 1958 году строится первая в области цементно-бетонная дорога до Академгородка, но за его чертой она обрывалась. Нулевой километр дороги на Барнаул находился тогда за Берд-ском.

За бывший Московский тракт, находившийся в плачевном состоянии, дорожники принялись лишь в 1958 году. За три года работы построили полтора десятка километров дороги с чернощебеночным покрытием методом смешения на месте. В акте передачи 163-километрового отрезка дороги Омск — Новосибирск — Кемерово на баланс Новосибирского дорожного управления в 1962 году сказано, что 90,3 километра этого отрезка от кемеровской границы до Коченево относились к категории грунтово-профилированных. Лишь два из девяти мостов были железобетонными, остальные — деревянные. На всей дороге не обеспечен водоотвод, а проходимость, как отметила приемная комиссия, на большинстве участков являлась неудовлетворительной. Настоящей дорогой это «направление» стало лишь через три с лишним десятка лет…

«Первой ласточкой» нового подхода к дорожному строительству стала трасса барнаульского направления: Новосибирск — Бийск — Ташанта. Эту государственную дорогу с цементно-бетонным покрытием начали строить в 1959 году.



Пред. стр. | Содержание | След. стр.

Персональные инструменты
Пространства имён

Варианты
Действия
Навигация
Инструменты